В Общественной палате началась подготовка проекта регионального закона об общественных палатах (советах) муниципальных образований Калининградской области

Январь 21, 2021

В Общественной палате началась подготовка проекта регионального закона об общественных палатах (советах) муниципальных образований Калининградской области

21 января в Общественной палате состоялось заседание временной рабочей группы по подготовке проекта регионального закона «Об общественных палатах (советах) муниципальных образований в Калининградской области».

Руководитель группы Соломон Гинзбург  озвучил задачи и план работы временной рабочей группы. Он также предложил по итогам заседания принять решение, в котором были бы отражены основные подходы к разработке концепции проекта областного закона, и озвучить их на ближайшем заседании Совета Общественной палаты Калининградской области, а в первой половине мая текущего года провести общественные слушания законопроекта. Тогда в июле 2021 года областная Дума сможет рассмотреть данный законопроект в первом чтении.

Борис Трегубов, директор Центра стратегических разработок Агентства регионального экономического развития, рассказал об основных подходах, которые, по его мнению, должны быть соблюдены при формировании общественных палат (советов) муниципальных образований (МО):

- соответствие федеральному законодательству;

- жители МО должны получить право самостоятельно формировать составы общественных советов и палат из числа местных гражданских активистов, чтобы обеспечить самостоятельность и независимость этих институтов гражданского общества во взаимодействии с органами местной власти.  

Участники заседания обсудили три варианта модели формирования общественных палат (советов) муниципальных образований Калининградской области, предложенных Борисом Трегубовым. Первый пред­по­лага­ет пря­мое го­лосо­вание граж­дан по вы­борам чле­нов му­ници­паль­ной об­щес­твен­ной па­латы (МОП), которое проводится избиркомом. Вто­рой зак­лю­ча­ет­ся в самовыдвижении гражданских активистов как способ формирования муниципальной общественной палаты, которое оформляется решением представительного органа местного самоуправления для придания легитимности этому институту гражданского общества. И третий вариант – субъектом формирования МОП является Конференция представителей общественных объединений, включая ТОС и ТСЖ, предприятий, организаций и учреждений, действующих на территории муниципалитета, с мандатом на право решающего голоса при избрании членов общественной палаты, в т. ч. самовыдвиженцев из чис­ла граж­дан­ских ак­ти­вис­тов.

Также Борис Трегубов сообщил о практиках формирования и организации взаимодействия общественных палат (советов) с органами местного самоуправления в Калининградской области. Существует три модели формирования этих общественных институтов.

Односубъектная модель формирования общественных советов (ОС): субъектом формирования ОС являются либо администрации муниципальных образований (из 22 МО региона так сформированы 16 ОС), либо представительные органы местного самоуправления (сейчас действуют общественные советы в МО Балтийского, Багратионовского и Правдинского городских округов).

Двухсубъектная модель создания ОС реализуется также в двух вариантах, где субъектами их формирования являются, с одной стороны, администрации или представительные органы МО, а с другой – утвержденные указанными органами местного самоуправления члены советов нового состава уже самостоятельно приступают к формированию полного состава советов (так сформированы ОС в Светловском и Неманском МО.

Трехсубъектная модель создания ОС воспроизводит на муниципальном уровне схему формирования региональных общественных палат. В нашем регионе так сформирован единственный муниципальный ОС в Гвардейском городском округе: кандидатов в составы ОС отбирают администрация, совет депутатов МО, а утвержденные члены ОС в свою очередь формируют уже полный состав ОС.

Участники заседания активно включились в обсуждение предлагаемых подходов к разработке концепции проекта областного закона.

Светлана Загребина предложила формировать общественные советы муниципальных образований по тому же принципу, по которому формируется Общественная палата Калининградской области.

Эксперт Сергей Гриненко назвал слабые, на его взгляд, места в предложенных Борисом Трегубовым моделях формирования ОС муниципалитетов, предостерег от излишней спешки при разработке такого важного законопроекта, высказался за более детальную проработку его концептуальных положений, а также предложил поменять подход к названию проекта закона: не «Об общественных палатах (советах)…», а «Об общих принципах организации деятельности общественных палат (советов) муниципальных образований Калининградской области». «В этом случае мы не нарушаем ст. 12 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», потому что на основе общих принципов муниципалитеты будут утверждать свои нормативные акты, но главное, мы заложим в этом законе принципы формирования, сроки и т. д.», – резюмировал Сергей Гриненко.

Члены временной рабочей группы решили вновь собраться в Общественной палате в начале февраля и продолжить работу над этим важным законопроектом.

 

 

Документы