Состоялось онлайн-совещание по организации и деятельности общественных советов (палат) муниципалитетов

Июль 15, 2020

Состоялось онлайн-совещание по организации и деятельности общественных советов (палат) муниципалитетов

Вчера, 14 июля, в Общественной палате Калининградской области состоялось онлайн-совещание на тему: «Об общих принципах организации и деятельности общественных советов (палат) муниципальных образований Калининградской области».

В мероприятии приняли участие и. о. председателя Общественной палаты Калининградской области Игорь Селиванов, руководитель аппарата Палаты Сергей Гарбаренко, члены Палаты региона, зампредседателя Эспертного совета Палаты Борис Трегубов, эксперт Сергей Гриненко, руководитель РЦОК «ЖилСоюз» Валентина Зосименко.

Игорь Селиванов, открывая совещание, напомнил, что в муниципальных образованиях Калининградской области действуют общественные советы двух видов – общественные советы муниципальных образований и общественные советы при главах муниципальных образований: «В соответствии с Фе­дераль­ным за­коном № 212-ФЗ «Об ос­но­вах об­щес­твен­но­го кон­тро­ля в РФ» общественные советы могут создаваться при органах местного самоуправления, например, у главы муниципального образование есть право создать такой совет. И те общественные советы, которые имеют в своем названии предлог при имеют право на существование. Несмотря на то, что в № 212-ФЗ совершенно не урегулированы статус и порядок формирования общественных палат (советов) в муниципальных образованиях, я глубоко убежден, что эти советы не могут, а должны быть в каждом муниципальном образовании. Отсутствие правового регулирования как федерального, так и регионального приводит к не очень хорошим последствиям. Поэтому для разграничения принадлежности этих общественных институтов – институт муниципального образования или институт при органе местного самоуправления – целесообразно использовать наименования «общественный совет», если мы говорим об общественном институте при органе местного самоуправления, и «общественная палата», если мы говорим об общественном институте в муниципальном образовании».

Борис Трегубов рассказал о том, что существует че­тыре под­хо­да к по­ряд­ку фор­ми­рова­ния му­ници­паль­ных об­щес­твен­ных па­лат (независимых от органов муниципальной власти институтов гражданского общества) и предложил определить ту модель общественной палаты, которая является наиболее предпочтительной с точки зрения соответствия закону:

Первый подход предполагает разделение состава палаты на три рав­ные час­ти. Пер­вая ут­вер­жда­ет­ся за­коно­датель­ным ор­ганом влас­ти субъ­ек­та РФ, вто­рая – пред­ста­витель­ным ор­га­ном мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния, третья – об­щес­твен­ной па­латой субъ­ек­та РФ из чис­ла са­мовыд­ви­жен­цев на кон­кур­сной ос­но­ве пос­редс­твом от­кры­того го­лосо­вания чле­нов об­щес­твен­ной па­латы субъ­ек­та РФ.

Второй подход заключается в формировании из­би­ратель­ной ко­мис­сии, сос­тав ко­торой ут­вер­жда­ет­ся схо­дом граж­дан му­ници­паль­но­го об­ра­зова­ния. Ко­мис­сия ут­вер­жда­ет кри­терии, по ко­торым из чис­ла граж­дан­ских ак­ти­вис­тов му­ници­паль­но­го об­ра­зова­ния на кон­кур­сной ос­но­ве из­би­ра­ет­ся 1/3 чле­нов му­ници­паль­ной об­щес­твен­ной па­латы. Осталь­ной сос­тав па­латы оп­ре­деля­ет­ся ре­шени­ем за­коно­датель­но­го ор­га­на го­свлас­ти субъ­ек­та РФ и пред­ста­витель­но­го ор­га­на мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния.

В третьем случае для формирования муниципальной общественной палаты ре­шени­ем об­щес­твен­ной па­латы субъ­ек­та РФ соз­да­ет­ся из­би­ратель­ная ко­мис­сия. ОП региона ут­вер­жда­ет кри­терии, по ко­торым из чис­ла граж­дан­ских ак­ти­вис­тов му­ници­паль­но­го об­ра­зова­ния на кон­кур­сной ос­но­ве от­кры­тым го­лосо­вани­ем чле­нов ко­мис­сии из­би­ра­ют­ся все чле­ны му­ници­паль­ной об­щес­твен­ной па­латы.

Четвертый вариант предполагает создание из­би­ратель­ной ко­мис­сии, ко­торая ор­га­низу­ет пря­мое го­лосо­вание граж­дан по вы­борам чле­нов му­ници­паль­ной об­щес­твен­ной па­латы. Комис­сия дол­жна быть сфор­ми­рова­на ре­шени­ем об­щес­твен­ной па­латы субъ­ек­та РФ или пред­ста­витель­но­го ор­га­на мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния.

Борис Трегубов подчеркнул, что третий и четвертый вариант представляют некий интерес и предложил остановится на четвертом варианте. Он также считает, что не­об­хо­димо вы­рабо­тать та­кой под­ход к фор­ми­рова­нию и де­ятель­нос­ти му­ници­паль­ных об­щес­твен­ных па­лат, ко­торый мог бы обес­пе­чить дол­жный уро­вень вза­имо­дей­ствия меж­ду ор­га­нами го­сударс­твен­ной влас­ти, мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния и граж­дан­ским об­щес­твом.

Участники онлайн-совещания приняли активное участие в обсуждении данной проблемы и сошлись на том, что работа по разработке правового регулирования формирования и деятельности общественных палат (советов) в муниципальных образованиях действительно важна и должна быть продолжена.

В заключение Игорь Селиванов предложил провести мероприятие в Общественной палате Калининградской области, как только позволит эпидемическая обстановка в регионе, и пригласить для обсуждения представителей общественных советов муниципалитетов, юристов, общественников для того, чтобы понять, как люди на местах видят формирование этих общественных институтов гражданского общества.

Документы

Официальные события