Член Общественной палаты РФ Ольга Аринцева прокомментировала поручение вице-премьера правительства М. Хуснуллина по вопросу адресной поддержки граждан по оплате ЖКУ

Октябрь 6, 2021

Член Общественной палаты РФ Ольга Аринцева прокомментировала поручение вице-премьера правительства М. Хуснуллина по вопросу адресной поддержки граждан по оплате ЖКУ

Заместитель председателя комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам Общественной палаты РФ (ОП РФ), член Общественной палаты Калининградской области Ольга Аринцева прокомментировала на сайте ОП РФ поручение вице-премьера правительства РФ М. Хуснуллина Минстрою, Минтруду, Минэкономразвития, Минфину и ФАС проработать вопрос усиления адресной поддержки граждан по оплате ЖКУ, сообщают «Известия». Как сказано в протоколе совещания у чиновника, мера связана с совершенствованием тарифного регулирования: планируется устанавливать тарифы, исходя из реализации планов по ремонту и модернизации коммунальной инфраструктуры.

Речь идет о доведении тарифов до экономически обоснованных – то есть их рост сможет превышать инфляцию в случае модернизации инфраструктуры ЖКХ, пояснил эксперт тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Павел Склянчук. При этом для социально незащищенных категорий граждан подорожание будет компенсировано, пояснил он…

Тарифы нужно доводить до экономически обоснованных по факту проведенной модернизации, считает председатель экспертного совета комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ Ирина Булгакова. Платежи для населения нужно поднимать постепенно, сказала она. В первую очередь это касается тепло-, водоснабжения и канализации, на электричество в России действуют более обоснованные тарифы, добавила эксперт.

Ольга Аринцева считает, что «сама по себе задача сделать любые тарифы (а не только на коммуналку) экономически обоснованными — разумная и заслуживает всяческого одобрения. Что касается экономики содержания коммунальной инфраструктуры: изношенность действительно растет, денег не хватает, и мы уже довольно давно стоим на грани вала техногенных, если не катастроф, то событий аварийного характера. И, конечно, лучше разумно вкладывать собираемые с людей деньги в обновление сетей, нежели снова и снова ставить латку на латке на сезон — на авось.

Однако сразу хочу отметить, что одним тарифом дело не спасешь. Потребуется внесение изменений в ряд норм. В частности, регионам нужно будет обеспечить, с одной стороны, приемлемый период прерывания подачи, например, воды или тепла, отведения стоков, а с другой — технологически приемлемый период для полноценного выполнения работ на довольно обширных участках коммунальных сетей. Каким путем пойдем — вот вопрос. Какова будет логистика такого рода работ, чтобы работать “на живом организме”? Сможем ли мы сделать серьезную перекладку тепловых или водных магистралей так, чтобы не оставить целые микрорайоны и комплексы без воды, тепла и канализации?

Думаю, что при должном подходе это реально. Но для того, чтобы квалифицированно выполнить такого рода работы, предусмотреть сложную логистику работ, позволяющую в оптимальные сроки с безусловным качеством и не лишая людей коммунального обеспечения, превратить изношенные сети в современный и технологичный ресурсосберегающий комплекс, нужны совсем другие управленческие подходы. Так вопрос кадров снова выходит на первый план. Не забудем ли мы снова обеспечить жизненно важную отрасль полноценным образовательным сопровождением, системой подготовки кадров и инженерного, и управленческого звена? Я позволю себе выразить опасения, потому что, например, в сфере управления многоквартирными домами так и не появилось системы подготовки кадров. И даже системы оценки квалификаций, сколько бы о ней ни говорилось, а говорилось и говорится много, тоже пока нет.

Наконец, возвращаясь к обоснованности тарифа на ЖКХ в контексте ситуации: речь все-таки о тарифе на коммунальные услуги, из которого берутся деньги на всю систему содержания и обслуживания соответствующих коммунальных сетей города или поселка. О тарифе же на содержание, о его экономической обоснованности снова ни слова... Да, это непопулярно. Да, у нас низкая платежеспособность людей. Да, мы привыкли со времен СССР платить копейки за квартиру, потому что содержание домов было сферой ответственности государства. Но так мы снова будем долго и мучительно уходить от темы “что реально нужно делать для полноценного содержания дома, и сколько это реально стоит”. И мы придем к повальному аварийному фонду».

 

Документы