29 июля 2012 года состоялся ?круглый стол? с молодыми предпринимателями в рамках подготовки к Социальному Форуму России ? 2012 ?НОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ. ТОЧКИ РОСТА?.

Август 17, 2012

29 июля 2012 года состоялся ?круглый стол? с молодыми предпринимателями в рамках подготовки к Социальному Форуму России ? 2012 ?НОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ. ТОЧКИ РОСТА?. В нем принимали участие молодые потенциальные предприниматели, действующие предприниматели, представители органов исполнительной и законодательной власти, специалисты органов по делам молодежи муниципальных образований и эксперты. Организаторами круглого стола выступили рабочая группа по молодежному предпринимательству Общественной палаты Калининградской области под руководством М.В.Лагутинской и Агентство по делам молодежи Калининградской области.


ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
по молодежному предпринимательству в Калининградской области
(информация по состоянию на июль 2012 г.)
Молодежное предпринимательство, как термин, до сих пор не утвержден законодательно ни в одном документе. При этом, с 2009 г. в РФ работают программы по вовлечению молодых людей в возрасте до 30 лет в бизнес. В Калининградской области такая программа начала действовать с 2011 г.
Целью Программы является популяризация предпринимательства как эффективной жизненной стратегии для молодых россиян, увеличение доли населения Калининградской области в предпринимательском секторе за счёт привлечения и заинтересованности в ведении собственного бизнеса молодёжи в возрасте до 30 лет.
Основные задачи Программы:
- популяризация предпринимательской деятельности среди молодежи, формирование предпринимательской среды через выявление и поощрение активных и одарённых предпринимательскими способностями молодых людей;
- формирование позитивного образа молодежного предпринимательства как важного фактора экономико-социального развития России;
- профильное обучение, приобретение молодыми людьми навыков ведения бизнеса через обучение потенциальных предпринимателей правилам организации и ведения бизнеса, основам планирования;
- обучение начинающих предпринимателей основам формирования успешного, прогрессивного бизнеса;
- сопровождение молодых людей, вовлеченных в предпринимательскую деятельность через решение конкретных проблем, с которыми сталкиваются молодые предприниматели на примерах бизнес - кейсов реальных предприятий.
Несмотря на достаточно большую работу по пиару программы на региональном уровне в 2011 г. достаточно большое количество молодых людей не в курсе реализации программы по развитию молодежного бизнеса. Основная причина ? это отсутствие общероссийского пиара программы ?Ты ? предприниматель?:
1. Сегодняшняя молодежь из областных городов информацию получает в основном из Интернета. Так, в Калининграде самым оперативным рекламным полем является социальная сеть ?В Контакте?. Участники группы ?Ты ? предприниматель в Калининградской области? - около 1 тыс. человек ? это молодые инициативные люди, желающие жить в области и развивать область через собственное развитие и открытие предприятий. Аналогичная группа в Facebook менее активна, все-таки большинство молодых людей в возрасте 18 ? 27 лет ? это пользователи ?В Контакте?. Молодые люди, участники группы, активно выражают свое мнение и проблематику по программам поддержки бизнеса, административным барьерам, с которыми они сталкиваются при регистрации бизнеса или при подготовке налоговой отчетности.
2. Молодежь, проживающая в сельской местности, информацию получает или из местных СМИ (при этом, чаще всего, до них такую информацию доносит кто-нибудь из старших членов семьи, читающий периодику), или через ?информационные доски? в местах цивилизованной ?тусовки? - например, в местных кафе, пиццериях, спортзалах, отделениях банка. Еще один источник информации для сельской молодежи ? местное телевидение, однако около 30% районных центров, деревень области оказываются вне зоны покрытия того или иного местного телеканала (так, молодежная программа на одном из местных телеканалов, в которой рассказывается о программах поддержки бизнеса в т.ч., оказывается недоступной для 25-30% территории области ? на таких территориях данный местный канал не транслируется).
Следовательно, самым оптимальным форматом пиара молодежного предпринимательства была бы общероссийская акция, которая бы:
- в виде рекламных вставок, познавательных передач об успешном старте и ?работе над ошибками? над убыточными проектами, транслировалась на телеканале типа ?1 канал? или ?Россия?. Такие передачи, особенно снятые в формате кейсов, очень важны особенно для ребят с малых территорий. При этом, передачи должны сниматься о бизнесе в малых (до 300 ? 500 тыс. жителей) город.
- в виде активной группы в одной из пользуемых молодежью социальных сетей рассказывала об бизнес-идеях, давала бы примеры (укрупненные) по вложениям в тот или иной бизнес, пошагово ?поддерживала? молодых стартаперов в первый год деятельности их бизнеса.
- в виде баннеров с общероссийской символикой показывала успешные примеры молодых предпринимателей с местной территории.
Во всем мире малый бизнес является ведущим сектором экономики ? в развитых странах на его долю приходится до 60-70% валового национального продукта. Но сегодня, к сожалению, достаточно большое количество продуктов питания, товаров народного потребления на прилавках калининградских магазинов - импортного производства. Такие продукты, несмотря часто на более высокую цену, чем аналогичные отечественные, пользуются большим спросом ? из-за качества самого продукта, упаковки. ?Большие? предприятия, а также предприниматели, открывшие свои компании до 2000 г., крайне редко и неохотно, за некоторым исключением, повышают качество своей продукции, думают над удобством упаковки для покупателей, внедряют инновации и новый формат менеджмента для снижения затрат и увеличения производительности, и, тем самым, повышая свою конкурентоспособность. Молодые же стратаперы активно внедряют новые технологии, изначально грамотно выстраивают систему отчетности, и, что немаловажно, налоговые обязательства для них ? это не ?ноша?, а статья затрат, без которой невозможно делать бизнес.
При этом, большее количество молодых предпринимателей , открывших свой бизнес в 2011 ? 2012 г., и воспользовавшихся тем или иным форматом поддержки, заявляют, что не видят большой необходимости в выделении грантов (компенсаций расходов на старт бизнеса) до 300 тыс. руб., предпочтительнее предоставить некие ?налоговые каникулы? для начинающего бизнеса:
1. Во-первых, портрет реально стартовавшего молодого предпринимателя в Калининградской области в 2011 ? 2012 г.: это микро-бизнес, где один собственник, он же генеральный директор, он же часто профильный специалист. В течение первого года работы средняя команда в таком бизнесе ? 2 ? 3 человека. При этом, средняя официальная заработная плата приближена к рыночной и составляет 12 ? 18 тыс. руб. в месяц. В редких случаях используется формат ?оптимизации налогового бремени? - работа через ИП на 6% и выплата некоторого процента от зарплаты ? в конвертах. Возраст новых предпринимателей: 52% - 22 ? 25 лет, в среднем опыт ?профильной? работы по бизнес-идеи ? 2-4 года, 39% - от 26 до 35 лет, чаще всего новый бизнес появляется из хобби, и 9% молодых людей, открывших свой бизнес - в возрасте 19-21 год.
В основном, открывают бизнес в сфере IT ? программирование, обслуживание компьютерной техники ? 28%, в сфере общепита ? кейтеринг, выпечка, горячие обеды, производство полуфабрикатов ? 18%, производство: мебель, одежда, постельное белье ? 14%, торговля ? 10%, в сфере образования ? дошкольное образование, репетиторство, иностранные языки ? 6%, ЖКХ, ремонтные работы, строительство ? 5%, остальные бизнесы: продажа оборудования, настройка спутниковых и ТВ систем, юридические услуги, фотоуслуги, реклама и др. ? 13%.
2. Во-вторых, всего 14% молодых людей, открывших свой бизнес в 2011-2012 г. вложили в предприятие всего от 200 до 400 тыс. руб.  При этом, около 30-60% из вложений у них ушло на оплату постоянных затрат до выхода проекта на точку безубыточности. Около 19% молодых людей для старта понадобилось всего 100 ? 200 тыс. руб.

Документы