Резолюция Первого Гражданского форума Калининградской области 29 марта 2012 года

Июнь 6, 2012

Резолюция  Первого Гражданского форума Калининградской области
29 марта 2012 года

В Калининградской области постепенно возрастает роль гражданского общества - неполитических организаций граждан, созданных для отстаивания  интересов населения. В регионе действует около 2000 общественных организаций. Созданы предпосылки для усиления роли гражданского общества в управлении регионом. Важное место здесь занимают Общественная палата Калининградской области, Общественно-политический совет (в котором действуют 14 рабочих групп), общественные советы при органах государственной власти и местного самоуправления, в том числе, Молодежное правительство Калининградской области и Молодежная парламентская ассамблея при Калининградской областной Думе. Общественные Советы играют определенную роль в выявлении и решении проблем регионального развития. В Правительстве Калининградской области разрабатывается Стратегия регионального развития, в образованные рабочие группы включены представители общественности.Однако влияние гражданского общества на экономическое, политическое, информационное, культурное и социальное развитие области явно недостаточно. Сегодня жители  региона не чувствуют должной сопричастности к разработке и реализации программ регионального развития.Участники Форума считают, что решение стратегических задач развития  региона  требует модернизации взаимодействия органов власти  и некоммерческого сектора, а также  отмечают, что выполнение этих задач невозможно без вовлечения в этот процесс всех институтов гражданского общества.Для усиления роли гражданского общества в жизни Калининградской области необходимо объединить усилия некоммерческих организаций, бизнеса и власти в решении задач по развитию экономики региона,  обеспечению социальной стабильности, переходу сотрудничества между обществом и властью на качественно новый уровень. Для реализации этих целей участники Первого Гражданского форума предлагают:
Общественным и некоммерческим организациям Калининградской области, членам общественных Советов муниципальных образований
1. Всесторонне содействовать органам государственной власти и активно включаться в реализацию принятых первоочередных государственных программ развития Калининградской области.
2. Принимать активное участие в работе и мероприятиях, проводимых  Общественной палатой Калининградской области.
3. Совместно с органами власти продолжить практику проведения общественных форумов, общественных слушаний, публичных обсуждений хода реализации программ и проектов развития региона в целом и его муниципальных образований, иных вопросов, затрагивающих социально значимые интересы гражданского общества Калининградской области.
4. Правозащитным общественным объединениям взаимодействовать с органами власти в вопросах защиты законных прав граждан, активнее используя институты такого взаимодействия, как Общественная палата и Аппарат уполномоченного по правам  человека в Калининградской области.
Общественной Палате Калининградской области
1. Предусмотреть обязательную общественную экспертизу нормативно-правовых актов, разрабатываемых стратегий и комплексных программ социально-экономического развития региона и его  муниципальных образований, приоритетных отраслей экономики; активно привлекать НКО к экспертизе данных документов. Результаты общественной экспертизы размещать на Интернет-площадках и направлять предложения в органы государственной власти для подготовки и принятия соответствующих решений.
2. Организовать постоянный общественный контроль за деятельностью органов исполнительной власти в сфере ЖКХ, а также предусмотреть проведение экспертизы по оценке обоснованности цен и тарифов на услуги ЖКХ.
3. Подготовить предложения по организации повышения квалификации членов Общественных Советов и руководителей  НКО, в 2012 году провести цикл семинарских занятий с данными категориями.
4. Инициировать через Общественную палату Калининградской области (как орган с правом законодательной инициативы) принятие региональных нормативно-правовых актов, регулирующих  следующие направления взаимодействия общественности и органов власти:- механизмы и процедуру создания на региональном уровне институтов контроля гражданского общества органов государственной власти и местного самоуправления;-  стимулирование социально ориентированных некоммерческих организаций на участие их в конкурсе на получение субсидий из областного и федерального бюджета с целью обеспечения их эффективной деятельности; - рассмотрение целесообразности законодательной инициативы в принятии законов Калининградской области ?О социально-ориентированных некоммерческих организациях? и ?О государственно-общественном партнерстве?.
5. Взять на особый  контроль проведение  публичного обсуждения проекта охранных зон по защите памятников и объектов культурного  наследия Калининградской области.
6. Инициировать решение о создании в БФУ им. Канта информационно-аналитического центра по мониторингу и экспертизе цен и тарифов.
7. Принять меры усиления гражданского контроля за условиями отбывания наказания в учреждениях УИН Калининградской области через привлечение профильных правозащитных организаций для сотрудничества с наблюдательной общественной комиссией.
8. Усилить экспертную работу по проблемам и конфликтным ситуациям, имеющим особое общественное значение, через расширенное привлечение правозащитных организаций к работе  экспертного Совета Общественной палаты Калининградской области, в том числе при государственной  поддержке в виде субсидий и грантов.
9. Принять эффективные меры по налаживанию диалога с судебной властью в виде дискуссии по делам особой общественной значимости, проведения мониторинга в форме экспертной оценки качества рассмотрения общественно значимых дел.
Органам государственной власти всех уровней
В сфере взаимодействия с гражданским обществом  региона:
1. Совершенствовать законодательную базу, которая будет соответствовать принципам социального партнерства на территории региона.
2. Разработать механизм по предоставлению льгот для бизнеса, оказывающему помощь социально ориентированным некоммерческим организациям.
3. Содействовать информированию населения  о деятельности общественного сектора и социально ориентированного бизнеса в средствах массовых информаций (через Закон о социальной рекламе).
4. Развернуть широкую информационную кампанию по разъяснению населению региона содержания, целей, задач реализуемых программ и необходимости четкого определения своего личного и коллективного участия в выполнении задач, сформулированных в программах.
5. Направлять в Общественный палату Калининградской области проекты законодательных актов, приоритетных программ и комплексных планов для проведения общественной экспертизы; результаты размещать в сети Интернет и обязательно учитывать при подготовке соответствующих нормативных документов.
6. Завершить  работу по формированию территориальных и муниципальных общественных Советов.
7. Содействовать повышению  уровня профессиональных компетенций представителей органов власти, осуществляющих свою деятельность во взаимодействии с НКО, лидеров региональных некоммерческих организаций  через проведение обучающих семинаров и тренингов.
Практические рекомендации и предложения  в развитии экономического сектора региона:
1. Предусмотреть разработку программных мероприятий в рамках комплексной региональной Стратегии, направленных на  возрождение рыбохозяйственного комплекса, как одного из приоритетных направлений успешного социально-экономического развития Калининградской области.
2. Рассмотреть возможность создания (с  государственной поддержкой) и обеспечения финансовых гарантий пилотного рыбоводного комплекса для морской и пресноводной аквакультуры.
3. Разработать предложения и необходимую документацию для открытия альтернативного месторождения янтаря в районе п. Муромское Калининградской области.
4. Создать механизм региональной поддержки для малого и среднего бизнеса (в сельском хозяйстве, рыбоводстве, агро- и экотуризме) при разработке перспективных бизнес-планов и программ, экономически привлекательных для Калининградской области.
5. Подготовить и направить в Правительство Российской Федерации предложения по оптимизации системы кредитования, включая:- увеличение сроков инвестиционных кредитов малому и среднему бизнесу до десяти лет с отсрочкой платежа на пять лет;- предоставление возможности осуществлять 30%-е прямое субсидирование затрат производственного назначения:- введение льготного налогообложения сельхозпроизводителей.
6. Создать информационно-консультативно-аналитический центр с отделениями в муниципальных образованиях  региона с целью оказания юридической и экономической поддержки малого и среднего бизнеса, крестьянско-фермерских хозяйств.
7. Подготовить и направить предложения по внесению изменений в федеральные законы, регулирующие основные положения организации пассажирских перевозок, в том числе механизм их государственного контроля. Рассмотреть вопрос об ужесточении административной ответственности перевозчиков за нарушение правил организации пассажирских перевозок.
8. Обеспечить развитие механизмов государственной поддержки в туристско-рекреационной сфере, включая решение вопросов транспортной доступности региона и послабление визового режима.
9. Оказывать через официальный портал Правительства области информационную поддержку развитию разнообразных видов туризма; выпустить подробную туристическую карту области.
10. Все значимые мероприятия в сфере ЖКХ, в том числе и принятие законодательных актов, предварительно обсуждать на Совете по вопросам реформирования ЖКХ  при Губернаторе Калининградской области.
Практические рекомендации и предложения  в развитии социальной сферы региона:
1. Предусмотреть при разработке региональной Стратегии принятие целевых программ и мероприятий для развития и обеспечения необходимыми ресурсами социальной сферы региона (образование, здравоохранение, культура и др.).
2. Создать механизм повышения квалификации управленческого персонала организаций социальной сферы; обеспечить формирование кадрового резерва на руководящие должности, их утверждение и обучение.
3. Ввести систему конкурсного отбора на должность руководителей учреждений социальной сферы.
4. Рассмотреть возможность создания Общественного совета при Министерстве культуры Правительства Калининградской области для выработки предложений и проведения экспертизы региональных программ в сфере культуры.
Практические рекомендации и предложения в развитии правозащитного сектора региона:
1. Рассмотреть возможность принятия нормативно-правовых актов, предусматривающих обязательный отказ от предоставления участков под строительство в случае наличия отрицательного голосования жителей и общественности на публичных слушаниях.
2. Принять меры в целях создания эффективной системы особо охраняемых природных территорий по восстановлению раздела ?Особо охраняемые природные территории?, утвержденной Схемы территориального планирования Калининградской области в объеме первоначальных предложений ?Ленгипрогора?.
3. Рассмотреть возможность образования в составе Правительства Калининградской области исполнительного органа, уполномоченного осуществлять функции по проведению региональной экологической политики и управлению в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в связи с острой необходимостью в его деятельности.
4. Поддержать инициативу Уставного суда Калининградской области о создании на его базе представительства Конституционного суда Российской Федерации.
5. Поддержать инициативу Уполномоченного по правам человека в Калининградской области о создании концепции программы правового образования населения региона.
Итоговая резолюция утверждена  Общественной палатой  по итогам Первого Гражданского Форума в Калининградской области 05.06.2012 года.

Документы