Особое мнение

Октябрь 21, 2011

Автор Елена Финагина,  член Общественной палаты Калининградской области  написано 19 Октябрь 2011 г. в 17:03 Еще весной этого года я выкладывала черновик проекта закона области о поддержке социально ориентированных НКО - http://www.cunami.ru/community/people/user/2/blog/kaliningrad-a-draft-law-on-socialoriented-ngos/. С тех пор проект во многом изменился, но не принципиально. Результат работы рабочей группы Общественной палаты. Это собственно вторая законодательная инициатива Общественной палаты 1го созыва. Текст проекта предлагался для обсуждения в рабочем порядке представителям Агентства по взаимодействию с НКО Правительства области. Также в августе на проект было получено заключение из Прокуратуры области с вполне уместными и адекватными замечаниями. Все замечания были учтены, на заседании Общественной палаты одобрены, инициатива законодательная была в сентябре поддержана и проект закона направлен в Областную думу. Все бы ничего, и проект хороший, и процесс шел. Но не все так просто в нашей отсталой области. Да именно отсталой. Потому как даже судя по принятию этого закона мы среди регионов РФ в самом хвосте. Хотя по сути требовалось просто переписать основные положения из ФЗ и сделать региональный закон, чтобы иметь возможность поддержать эти самые социально ориентированные организации. Но здесь возникает вопрос кого и как поддерживать. А вот в данном вопросе у Общественной палаты и Правительства в лице г-жи Кузяевой, возглавляющей не только Ассоциацию юристов, но и являющейся представителем губернатора в Областной думе, есть совершенно разные мнения. В то время как Общественная палата в проекте закона предлагает выделение финансовой поддержки социально ориентированным НКО только под целевые проекты в виде субсидий на конкурсной основе, то по задумкам проекта закона, который подготовило Агентство по взаимодействию с НКО, есть возможность финансировать просто уставную деятельность НКО, вроде бы социально ориентированной. Казалось бы важная компонента антикоррупционного эффекта. Ан нет. Но ведь и указать напрямую нельзя, что вот мол нас этот пункт не устраивает, ну нельзя. Поэтому Правительство предпочитает устраивать другие фокусы. Очень филигранно и интригующе. Сегодня было заседание Комиссии по законотворческой деятельности Правительства Калининградской области, которую также возглавляет г-жа Кузяева. Вторым вопросом в повестке дня было обсуждение проекта закона о поддержке социально ориентированных НКО. Общественная палата должна была представить проект закона. Однако, буквально перед самым началом, за 2 минуты, всем участникам сего действа был вручен документ. А именно обращение на имя председателя комитета областной думы по международным и межрегиональным отношениям, безопасности и правопорядку Щепетильникова от г-жи Кузяевой. Данный документ, как прокомментировала сама Кузяева, был подготовлен с участием самой Ассоциации юристов Калининградской области! И представлял собой не что иное, как орудие, изобличающее несовершенство представленного проекта закона. Собственно именно основываясь на данном документе и было приятно решение Комиссии снять с повестки дня вопрос об обсуждении проекта закона о поддержке социально ориентированных НКО. "Зачем обсуждать?" - задалась вопросам Кузяева. И, правда, зачем? Зачем и кому он нужен этот конструктивный диалог, это обсуждение? Ведь это как аксиома если есть заключение Ассоциации юристов, то все, точка. Обжалованию не подлежит! И, действительно, подробно проанализировав текст, просто диву даешься какие ужасы может себе позволить Общественная палата, и что еще ужаснее, чему попустительствует Прокуратура области. Ведь это как можно допустить нарушение принципа единства терминологии! в ФЗ значит указаны формы поддержки НКО, а в нашем проекте закона аж целые меры! Глобально сильно для просто общественной организации заметить такие чудовищные разногласия. Но самым серьезным недостатком считаю тот факт, что Ассоциация юристов вывела таки на чистую воду эту карманную прокуратурку. Ведь не зря указывает госпожа Кузяева в обличающем документе на тот факт, несмотря на то, что статьи, в которых черным по белому указано, что меры поддержки предоставляются за счет бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год, предусмотренных бюджетом области, влекут расходы за счет средств бюджета. Но вот финансово-экономического обоснования не приложено. Просто не всем, и уж конечно ассоциированным юристам, понятна формулировка в пояснительной записке о том, что принятие закона самой собой как таковое не приведет к дополнительным расходам из бюджета области, если там таковые расходы не предусмотрены. Но г-жа Кузяева сообщила, что оказывается в областном бюджете на 2011 год, а также и на плановые 2012 и 2013 годы расходы на поддержку социально ориентированных НКО не предусмотрены. Вот такие вот пироги. Конечно, уместно задать вопрос а зачем тогда вообще на региональном уровне принимать такой закон? Пусть даже в редакции Правительства? Ведь денег-то нет... Возможно, потому что федеральное законодательство несколько обязывает. Ну пусть не финансово, а хотя бы имущественно. Ведь есть и такая мера поддержки. Да и по сути, даже если нет денег на 2012 и 2013 года, то они могут появиться в 2014. Так кому или чему помешает закон? Хотя странно слышать такие вот факты, учитывая проведение Балтийского Артека в 2011 году и планы на следующий год, а также проведение конкурса среди общественных организаций и Агентством по делам молодежи и Министерством культуры, и Агентством по взаимодействию с НКО. Получается, что деньги есть для общественных организаций, но нет для социально ориентированных? Получается, что предлагаемой закон в той его редакции, как представляет Общественная палата, не дает возможностей для широкий махинаций, для выдачи грантов под свои организации, мягко говоря ассоциированные, на уставную деятельность. Из-за таких вот менеджеров в региональном правительстве в целом тормозятся вполне адекватные процессы, как в данном случае передача части социально значимых функций социально ориентированным НКО. И ведь это не колесо, так работают в Европе, и у них получаются хорошие результаты. Почему же в нашей области с 2010 года (когда был принят федеральный закон), до сих пор не принят региональный? Стыдно за ассоциированных юристов, за правительство. Убогость на лицо. Ну что ж убогих в России всегда было принято жалеть. Поэтому сильно сочувствую.

Документы

Официальные события