Информация для НКО

Правовой бюллетень "Юристы за гражданское общество" № 92 23 ноября 2011 года

Ноябрь 25, 2011

На общественное обсуждение вынесен проект закона об ?Общественном телевидении и радио?.

Опубликован проект закона ?Об общественном телевидении и радио?, который доступен для обсуждения и внесения предложений на портале ?Некоммерческое законодательство?.

Необходимость подобного закона назрела уже достаточно давно. Так в 2002 году Михаил Федотов, председатель Совета по развитию гражданского общества и правам человека, разработал данный проект закона, который был внесен в Государственную Думу группой депутатов, однако после получения отрицательного отзыва Правительства РФ был возвращен инициаторам. Сейчас возобновилось обсуждение данного проекта.

19 июля 2011 года, Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев, выступая на заключительном заседании XI российско-германского Форума ?Петербургский диалог?, сказал:

"Общественное телевидение ? это хорошая штука. На самом деле и опыт Германии может использоваться и для любой другой страны. Но при этом мы должны понять: на каких принципах общественное телевидение будет работать в нашей стране? Если нам создавать конструкцию общественного телевидения, мы должны чётко ответить на вопрос: на какие деньги это телевидение будет развиваться? Если это не просто частный канал, а именно общественное телевидение, то что является источником его существования для того, чтобы оно было удалено как от государства, так, строго говоря, и от бизнеса и выражало консолидированную позицию гражданского общества?".

Опубликованный проект закона призван ответить на вопросы, как должно работать Общественное телевидение, на какие деньги финансироваться, на каких территориях транслироваться и др.

На портале http://www.law-ngo.ru/ размещен полный текст проекта с возможностью комментирования, обсуждения и внесения предложений. К обсуждению законопроекта приглашаются все заинтересованные лица, на которых данный закон может иметь влияние.

Сейчас среди зарегистрированных юристов опытные эксперты некоммерческого права, такие как Борис Шпигель, председатель Комиссии Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества, Артем Шадрин, директор Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Минэкономразвития РФ, Дарья Милославская, председатель Совета НП ?Юристы за гражданское общество?, член Общественной палаты Российской Федерации. Полный перечень экспертов и юристов можно увидеть на сайте http://www.law-ngo.ru/ в разделе Юристы и Эксперты www.law-ngo.ru/experts/.

Изменения налогового законодательства в части формирования и использования целевого капитала НКО.

НП ?Юристы за гражданское общество?, как и сообщалось ранее, подготовили справку об изменениях, внесенных Федеральным законом ?О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций? (принят Госдумой РФ в третьем чтении 01.11.2011 г.) в часть вторую Налогового кодекса РФ.

Федеральным законом ?О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций? (далее ? Закон) внесены изменения с 01.01.2012 г. в Федеральный закон от

30.12.2006 г. № 275-ФЗ ? О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций? (далее ? Закон о целевом капитале).

Теперь некоммерческие организации (далее - НКО) на формирование и пополнение целевого капитал смогут получать недвижимое имущество и ценные бумага, а не только денежные средства.

В связи с изменением источников формирования и пополнения целевого капитала НКО Законом внесены изменения с 01.01.2012 г. и в часть вторую Налогового кодекса РФ (далее ?НК РФ), в главы 21,25 и 23.

Налог на добавленную стоимость.

Внесены изменения в статью 146 НК РФ. В подпункт 8 пункта 2 внесено дополнение, в соответствии с которым объектом налогообложения НДС не признается передача недвижимо-

го имущества на формирование или пополнение целевого капитала НКО в порядке, установленном Законом о целевом капитале.

Пункт 2 статьи дополнен с подпунктом 81.

В подпункте предусмотрено, что передача недвижимого имущества в случае расформирования целевого НКО, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат такого имущества, переданного на пополнение целевого капитала НКО, предусмотрен договором пожертвования и (или) Законом о целевом капитале, не признается объектом налогообложения НДС. Норма применяется при передаче такого имущества НКО ? собственником целевого капитала жертвователю, его наследникам (правопреемникам) или другой НКО в соответствии с Законом о целевом капитале.

Статья 2141

?Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок?.

Пункт 13 статьи дополнен новым абзацем. Во вновь введенном абзаце определен порядок определения финансового результата по операциям с ценными бумагами, полученными налогоплательщиком-жертвователем в случае расформирования целевого капитала НКО, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат имущества, переданного на пополнение целевого капитала НКО, предусмотрен договором пожертвования и или Законом о целевом капитале. Предусмотрено, что при определении финансового результата по таким операциям налогоплательщик-жертвователь может признать в установленном порядке в качестве расходов документально подтвержденные расходы по операциям с такими ценными бумагами, понесенные им до передачи таких ценных бумаг НКО на пополнение ее целевого капитала.

Налог на прибыль организаций.

Внесены изменения в статью 250 ?Внереализационные доходы? НК РФ. К внереализационным доходам пунктом 23 отнесены доходы в виде возвращенного жертвователю или его правопреемникам денежного эквивалента недвижимого имущества и (или) ценных бумаг, пере-

данных на пополнение целевого капитала НКО в порядке, установленном Законом о целевом капитале.

При этом внереализационными доходами указанные доходы признаются за вычетом следующих сумм:

стоимости (остаточной стоимости) недвижимого имущества, по которой оно было учтено в налоговом учете жертвователя на дату передачи такого имущества на пополнение целевого капитала НКО в порядке, установленном Законом о целевом капитале, - при возврате денежного эквивалента недвижимого имущества;

стоимости, по которой ценные бумаги были учтены в налоговом учете жертвователя на дату их передачи на пополнение целевого капитала НКО в порядке, установленном Законом о целевом капитале, - при возврате денежного эквивалента ценных бумаг.

При этом в пункте 23 предусматривается, что если стоимость недвижимого имущества или

ценных бумаг превышает денежный эквивалент такого имущества, возвращенный жертвователю или его правопреемникам, разница между этими величинами признается убытком и учитывается в целях налогообложения в соответствии со статьями 268 и 280 НК РФ.

Датой получения дохода в виде денежного эквивалента имущества, переданного на пополнение целевого капитал НКО и возвращенного жертвователю или его правопреемникам, в соответствии с дополнением, внесенным в пункт 4 статьи 271 НР РФ, признается дата зачисления денежных средств на расчетный счет налогоплательщика.

Доходы, в виде денежных средств, недвижимого имущества, ценных бумаг, возвращенные жертвователю в случае расформирования целевого капитала НКО, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат имущества, предусмотрен договором пожертвования или  Законом о целевом капитале, отнесены к доходам, не учитываемыми при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Соответствующее дополнение внесено в пункт 1 статьи 251 НК РФ пункт дополнен подпунктом 42.

Возвращенное недвижимое имущество или ценные бумаги учитываются жертвователем по стоимости (остаточной стоимости), по которой они были учтены в налоговом учете жертвователя на дату передачи такого имущества на пополнение целевого капитала НКО. Правопреемники жертвователя учитывают такое имущество по стоимости (остаточной стоимости) на дату его передачи на пополнение целевого капитала НКО.

К доходам, не учитываемым при определении налоговой базы, подпунктом 13 пункта 2 статьи 251 НК РФ отнесены не только денежные средства, полученные НКО на формирование или пополнение целевого капитала, но и недвижимое имущество, ценные бумаги.

Дополнением, внесенным в пункт 1 статьи 251 НК РФ (подпункт 43) в перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, включены доходы в виде процентов, полученных НКО от размещения на депозитных счетах в кредитных организациях денежных средств, поступивших им на формирование или пополнение целевого капитала или возвращенных управляющей компанией в связи с прекращением действия договора доверительного управления имуществом, дивиденды, процентный (купонный) доход, иные подлежащие передаче в управление управляющей компании в соответствии с Законом о целевом капитале доходы НКО ? собственника целевого капитала от погашения по ценным бумагам, полученным на пополнение целевого капитала НКО или возвращенным управляющей компанией в связи с прекращением действия договора доверительного управления имуществом.

Налог на доходы физических лиц

Внесено дополнение в статью 217 НК РФ ? дополнена пунктом 52. Согласно вновь введенной норме, от налогообложения освобождаются доходы в виде имущества (в том числе денежных средств), полученные налогоплательщиком-жертвователем в случае расформирования целевого капитала НКО, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат имущества, переданного на формирование или пополнение целевого капитала НКО, предусмотрен договором пожертвования или Законом о целевом капитале. При возврате жертвователю денежного эквивалента недвижимого имущества и (или) ценных бумаг, от налогообложения освобождается доход жертвователя в размере документально подтвержденных расходов на приобретение, хранение или содержание, такого переданных

на пополнение целевого капитала НКО, понесенных им на дату передачи его НКО - собственнику целевого капитала на пополнение целевого капитала НКО.

В случае если на дату передачи недвижимого имущества на пополнение ее целевого капитала такое имущество находилось в собственности налогоплательщика-жертвователя три и более года, при возврате денежного эквивалента такого имущества от налогообложения освобождается полученный жертвователем доход в полном объеме.

Внесено дополнение в статью 220 НК РФ. В подпункте 1 пункта 1 статьи определен порядок определения налогоплательщиком-жертвователем облагаемого дохода при реализации имущества, полученного в случае расформирования целевого капитала НКО, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат имущества, переданного на пополнение целевого капитала НКО, предусмотрен договором пожертвования или Законом о целевом капитале. Предусматривается, что при реализации такого имущества у налогоплательщика-жертвователя расходами признаются документально подтвержденные расходы на приобретение, хранение или содержание этого имущества, понесенные им на дату его передачи НКО

- собственнику целевого капитала на пополнение целевого капитала НКО, при этом срок нахождения в собственности недвижимого имущества, полученного налогоплательщиком-жертвователем, определяется с учетом срока нахождения такого имущества в собственности налогоплательщика-жертвователя до даты передачи такого имущества на пополнение целевого капитала НКО в порядке, установленном Законом о целевом капитале.

Внесено дополнение в подпункт 1 пункта 1 статьи 219 ?Социальные налоговые вычеты? НК РФ. Теперь налогоплательщик, обязан в случае возврата ему пожертвования, в связи с перечислением которого им был применен социальный налоговый вычет, сумму полученного с этого пожертвования социального налогового вычета включить в налоговую базу налогового периода, в котором ему фактически возвращено пожертвование.

При возврате налогоплательщику имущества или его денежного эквивалента налогоплательщик обязан включить в налоговую базу налогового периода, в котором фактически произошел возврат, сумму социального налогового вычета, предоставленного ему в связи с перечислением НКО соответствующего пожертвования.

Эту норму налогоплательщик обязан применить и при возврате ему пожертвования в случае расформирования целевого капитала НКО, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат имущества, переданного на формирование или пополнение целевого капитала НКО, предусмотрен договором пожертвования или Законом о целевом капитале.

Доходы в виде безвозмездно полученных работ не увеличивают налог на прибыль у НКО.

ФНС РФ в своем письме от 18.11.2011 N ЕД-4-3/19322@ "О разъяснении отдельных положений Налогового кодекса РФ, касающихся налогообложения производства и размещения социальной рекламы" сообщает следующее.

Освобождение от налогообложения НДС в отношении услуг по производству и (или) распространению социальной рекламы на безвозмездной основе, предусмотренное новым подпунктом 32 пункта 3 статьи 149 НК РФ (в редакции Федерального закона от 18.07.2011 N 235-ФЗ), применяется в отношении услуг, оказанных после 1 октября 2011 года, вне зависимости от даты их оплаты.

Кроме того ведомство напоминает, что согласно Федеральному закону №235-ФЗ от 18.07.2011, с 1 января 2011 года к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности стало возможным относить доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров.

Следовательно, вышеуказанные доходы не учитываются при определении базы по налогу на прибыль организаций, если налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений ведут раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

Указанная норма может, в частности, распространяться на некоммерческую организацию - заказчика социальной рекламы, расходы по производству и размещению которой берут на себя производители, распространители или спонсоры.

В этой связи у некоммерческой организации не возникает внереализационный доход и, как следствие, отсутствует обязанность по уплате налога на прибыль (ранее налог уплачивался, он исчислялся исходя из рыночной стоимости социальной рекламы).

Разъяснены также требования, предъявляемые к социальной рекламе Федеральным законом "О рекламе", соблюдение которых также является условием применения данной налоговой льготы.

 

 

 

 

Документы