28 июня в Общественной палате Калининградской области прошел Круглый стол на тему ?Финансовая грамотность населения, как фактор снятия социальной напряженности и условие улучшения качества жизни?

Июль 4, 2011

28 июня в Общественной палате Калининградской области прошел Круглый стол на тему ?Финансовая грамотность населения, как фактор снятия социальной напряженности и условие  улучшения качества жизни?.

Организаторы: Межрегиональная общественная организация ?Финпотребсоюз?, Общественная палата Калининградской области.

О важности для региона данной проблемы говорит и тот фактор, что  на сегодняшний день  ?плохие?  долги (не выплаченные  гражданами кредиты) составляют  по некоторым данным более 13, 5 миллиардов рублей. То есть на каждого жителя области, включая младенцев и стариков 13 500 рублей долга. И эта сумма продолжает расти. По мнению руководителя Общественной палаты Г.Д. Чмыхова необходимо создание взаимодействия между  гражданским обществом, участниками финансового рынка и властью. Данный вопрос уже неоднократно  выносился на обсуждение  в Общественной палате, круглые столы, встречи, семинары, которые проходили  с  представителями контрольно-надзорных инстанций, банками, представителями ассоциаций предпринимателей помогли сдвинуть вопрос с мертвой точки. И уже сегодня, во время разговора все участники встречи выразили готовность сотрудничать  для изменения ситуации, которая с каждым днем становится все сложнее. По мнению председателя Совета Межрегиональной общественной организации потребителей ?Союз потребителей финансовых услуг? И.Н. Костикова ситуация довольно сложная, и вызвана она тем, что с одной стороны банки,  с другой коллекторские агентства (которые нелегитимны сегодня)  загоняют население в угол. ?Финпотребсоюз? является одной из немногих организаций, которые не только  оказывает помощь конкретным людям, но и активно  добивается принятие законов в поддержку населения (такого например, как ?О банкротстве физических лиц). 20 филиалов  ?Финпотребсоюза? в регионах страны   организуют  просвещение и консультирование граждан. Люди не знают своих прав, не имеют ими пользоваться и поэтому часто оказываются в тяжелой жизненной ситуации.

Просрочки по выплатам в Калининградской области составляют 13%, в том время как по Российской Федерации всего 7%!

Это показатель того, что скоро население области будет неплатежеспособно считает первый заместитель начальника Главного управления Центробанка по Калининградской области Тимофеева З.А. О том какую работу ведут по изменению ситуации и защите прав потребителей рассказала  начальник отдела защиты прав потребителей Роспотребнадзора Т.Ф. Покидина, о  правовом просвещении населения начальник территориального отдела регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном  федеральном округе Ю.М.  Белова, о региональной программе по повышению уровня финансовой грамотности населения на 2011-2015 годы начальник отдела бюджетной политики департамента бюджетной политики и межбюджетных отношений Н.В. Перко. О необходимости   финансового просвещения для предпринимателей высказался  исполнительный директор фонда поддержки малого и среднего бизнеса А.В.Хашимов. В ходе дискуссии представители банков, а на встречу были приглашены все банки, работающие в регионе, (оказалось, что заинтересованных банков  не так то и много) были предложены   пути взаимодействия. Свою готовность участия в  региональной программе,  повышении финансовой грамотности, совместному решению конфликтных ситуаций выразили  представители Сбербанка, Уралсиба,  ?РегионИнвестБанка? и др., сети отделений Райффайзенбанка в Калининграде и Калининградской области, Банк Москвы.  Итогом круглого стола стало  приятие резолюции, которая поможет активизировать деятельность заинтересованных сторон.

В рамках сотрудничества трех общественных организаций Союза женщин Калининградской области?, ?Центра защиты семьи и личности?, Калининградского отделения Межрегиональной общественной организации потребителей ?Союз потребителей финансовых услуг? 28 июня  на улице Красной 35 был открыт первый Центр  финансовой грамотности. Право торжественного открытия было предоставлено депутату областной Думы И.В. Губко и  председателю Совета Межрегиональной общественной организации потребителей ?Союз потребителей финансовых услуг? И.В. Костикову. На базе данного Центра представители общественных организаций области  будут вести прием граждан. Пока это будет только два раза в неделю (понедельник и вторник с 10 до 17.00). Планируется, что с  сентября  Центр финансовой грамотности будет работать полную неделю.

РЕЗОЛЮЦИЯ   КРУГЛОГО СТОЛА:

?Финансовая грамотность населения как фактор  снятия социальной напряженности и условие  улучшения качества жизни?

В настоящее время наблюдается серьезный дисбаланс между поставщиками и потребителями финансовых услуг. Большинство граждан слабо разбирается в инструментах и механизмах финансового рынка, плохо понимает функции отдельных финансовых продуктов и не имеет представления об их использовании в семейном бюджете. Потребители не знают о своих законных правах и интересах на финансовом рынке, о возможных нарушениях и способах защиты, не имеют полноценных возможностей по изучению механизмов управления личными финансами, семейным бюджетом и не получают достаточно образовательной информации не рекламного характера, касающейся разнообразных финансовых продуктов. Они редко в состоянии оценить и правильно распределить риски, связанные с оказанием финансовых услуг. Как результат, они испытывают серьезные затруднения при выборе страховых и ипотечных продуктов, потребительских кредитов, депозитов, имеют самое поверхностное представление о собственных налоговых обязанностях и пенсионных правах, о стоимости услуг ЖКХ. До сих пор большая часть населения с недоверием и скептицизмом относится к банковскому сектору и финансовым рынкам. Люди легко становятся жертвами различных финансовых махинаций и злоупотреблений.

Нормотворческая и правоприменительная практика на российском финансовом рынке ориентируется на поддержку финансового предпринимателя: кредитора, эмитента, инвестора, страховщика и др. Голос же потребителя, который является главным субъектом финансового рынка, часто остается неуслышанным. Защита прав потребителей на рынке финансовых услуг требует создания эффективной защиты прав и интересов потребителей. Граждане должны быть уверены в надежности и справедливости финансовой системы, иметь желание инвестировать свои сбережения на финансовом рынке.

Необходимость повышения уровня финансовой грамотности населения отмечается и в таких программных документах, как Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года (05.04.2011), Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года? (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 2043-р).

Повышение финансовой грамотности населения, по мнению участников круглого стола способно не только дать мощный толчок развитию финансовых инструментов и институтов, но и обеспечить поступательное движение во всех сферах социально-экономической жизни. В частности, это благотворно скажется на собираемости налогов, на развитии малого и среднего бизнеса.

Успех программ по повышению финансовой грамотности населения зависит от системного информационного сопровождения и согласованности действий всех участников рынка. Правительство   Калининградской области уделяет особое внимание вопросам роста благосостояния и качества жизни граждан. Разрабатывается долгосрочная целевая программа ?Повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области в 2011 - 2015 годах", где основной акцент сделан на систематическую разъяснительную работу.

Участники круглого стола обсудили мероприятия и проекты, которые будут реализованы в рамках этой программы, а так же перспективы сотрудничества профессиональных участников финансовых рынков и общественности.

Для этого следует сосредоточить деятельность в нескольких основных направлениях:

1. Социологические исследования и мониторинг.

С целью определения уровня грамотности населения Калининградской области необходимо проводить социологические исследования и мониторинг среди реальных и потенциальных клиентов финансовых услуг (определить заказчика и исполнителя работ по мониторингу и соцопросам).

2. Образовательные программы. Информационное сопровождение.

На основе социального партнерства законодательных, исполнительных органов власти, образовательных учреждений, общественных организаций, СМИ определить наполнить содержанием программы по повышению финансовой грамотности на региональном уровне. С целью прозрачности и постоянного присутствия в информационном пространстве по обозначенной тематике использовать региональные СМИ, создать портал, где будут освещены вопросы по финансовой грамотности населения регионального уровня. Организовать  с сентября 2011 года в  районных СМИ специальную рубрику ?Финансовая грамотность?,  в которую по специальному графику  все заинтересованные стороны будут предоставлять материалы.В рамках проводимого конкурса профессионального мастерства  среди средств массовой информации  предложить организаторам конкурса ввести номинацию ?Повышение финансовой грамотности?.

3. Социальные инициативы.

Необходимо поддерживать партнерские отношения с организациями, которые заинтересованы в повышении финансовой грамотности населения, таких как: Общественная Палата, ?Союз потребителей финансовых услуг? (Финпотребсоюз), Союз заемщиков и вкладчиков России,  и другие общественные организации, занимающиеся защитой прав потребителей, учебные заведения,  в рамках постоянно действующих дискуссионных площадок в реальном и виртуальном (Интернет) формате. Для этих целей:

1) Межрегиональной общественной организации потребителей ?Союз потребителей финансовых услуг? (Финпотребсоюз) совместно с заинтересованными ведомствами и организациями необходимо подготовить предложения по созданию центров финансовой грамотности населения, по подготовке региональных экспертов, методистов, консультантов в области финансовой грамотности и защиты прав потребителей в финансовой сфере, апробации и реализации образовательных программ, курсов и материалов для дошкольных образовательных учреждений, средних образовательных школ (с учетом вновь введенных стандартов образования) и вузов, а также по подготовке педагогов для образовательных учреждений разных уровней и типов образования;

2) На основе социального партнерства между общественными организациями и бизнесом организовать  с сентября 2011 года специальные Семинары и круглые столы по повышению финансовой грамотности представителей малого и среднего бизнеса;

3)Рекомендовать  представителям  финансовых институтов активно принимать участие в реализации программы финансовой грамотности, определить мероприятия банковского, страхового, коллекторского сообщества для включения в проект областной Программы.

Документы