Открытое письмо Совета Общественной палаты Калининградской области главе городского округа ?Город Калининград?, окружному Совету депутатов по вопросу: ?Проблемы сохранения и защиты зеленых зон в городе Калининграде?

Май 17, 2011

Открытое письмо

Совета Общественной палаты Калининградской области главе городского округа ?Город Калининград?, окружному Совету депутатов   по вопросу: ?Проблемы сохранения и защиты зеленых зон в городе Калининграде?

Общественная палата на протяжении всего созыва рассматривала жалобы граждан на нарушение их прав при проведении точечной застройки в городе Калининграде и неоднократно обращала внимание властей города на неприемлемую для жителей проводимую градостроительную политику. Защита, сохранение и преумножение зеленого фонда города Калининграда и  связанные с этим градостроительные отношения, являются одними из самых сложных и актуальных вопросов общественной жизни в Калининградской области. При этом наибольшая напряженность общественных отношений вызвана сносом зеленых насаждений в целях освобождения земельных участков для строительства.

Жители города требуют от правоохранительной системы вмешательства с целью отмены многих решений представительных и исполнительных органов местного самоуправления, которые, по мнению населения, служат основой для массового нарушении прав граждан в сфере земельных и градостроительных отношений.

Так, 19 декабря 2007 года решением окружного Совета депутатов города Калининграда 29 зеленых зон города были лишены статуса рекреационных, что открыло доступ для их коммерческой застройки. Конфликты между жителями  города и застройщиками, в том числе в Ялтинском и Южном парках, вырубка голубых елей на Сергеева 2, застройка у спорткомплекса Юность и т. д., спровоцированы указанным решением городских депутатов. Принятые ?Правил землепользования и застройки городского округа ?Город Калининград?, утвержденные решением окружного Совета депутатов г. Калининграда от 29.06.2009 года № 146, вопросы градостроительной политики не упорядочивают. Более того, из-за явного несоответствия принятому ранее генеральному плану развития муниципального образования ?Город Калининград? еще более усложняют правоприменение в вопросах градостроительства, делая его еще более запутанным и дающим почву для злоупотреблений. Необходимая подробная информация о планах застройки и развития территорий, под незаконным предлогом защиты персональных данных, по своей сути,  остается для жителей города закрытой. Информация, представленная на графических схемах Правил землепользования и застройки, для гражданина ? жителя города, как участника градостроительной политики, никакой практической ценности не имеет. В результате неоднократно продекларированное властью города прекращение политики точечного строительства в городе Калининграде на сегодняшний день остается не более чем декларацией.

Вопросы создания благоприятной среды в городе Калининграде остаются второстепенными, порой игнорируются властями , порождают у людей недоверие  властям, приводят к все большему отрыву власти от интересов общества.

В зеленый фонд городских поселений в соответствии с законом, кроме парковых зон, входят озелененные территории жилых домов, школ и прочих существующих объектов на территории города Калининграда, имеющего статус исторического. Уплотнительная застройка продолжает планомерно уничтожать как парковые зоны, так и озелененные территории, включая исторически сложившиеся  придомовые территории домов довоенной постройки. Об этих фактах свидетельствует не прекращающейся поток жалоб жителей города.

Судебная защита граждан в судах общей юрисдикции неэффективна, так как законные права граждан судебной практикой в сфере земельных отношений сведены к минимуму. В таких условиях рекомендации от местных чиновников недовольным градостроительной политикой жителям города обращаться в суд, являются, по сути, скрытой издевкой.

Общественная палата Калининградской области, признавая назревшую необходимость обеспечения поддержки гражданской инициативы по решению вопросов защиты городского зеленого фонда, на расширенном заседании Общественной палаты 27 января 2011года, приняла резолюцию, с указанием срочных мер, принятие которых крайне необходимо в такой ситуации.

Однако на сегодняшний день можно уверенно констатировать, что городская  власть озабоченности общественности не разделяет и практических мер по спасению зеленого фонда города не принимает.

Так, на момент заседания  Общественной палаты 27.01.2011года  в результате  диалога и сотрудничества между общественностью и властью города, от лица Комитета по имуществу и земельным ресурсам Городского округа ?Город Калининград? был подан иск в арбитражный суд Калининградской области о прекращении действия договоры аренды на строительство третьего дома в центре исторического паркового комплекса (Ялтинский парк) с возвратом территории в распоряжение муниципалитета города Калининграда. 19 апреля 2011 года в судебном заседании по иску Комитета Арбитражным судом было принято решение об отказе  в исковых требованиях  Комитета, так как указанный иск необходимо было подавать не от имени Комитета, а от имени Главы города.  По формальным обстоятельствам общественно значимое дело по прекращению договора аренды с целью сохранения Ялтинского парка, по сути, осталось не рассмотренным.

В органы местной власти Городского округа ?Город Калининград? поступило предложение   инициативной группы жителей города о том, что для рассмотрения дела по существу администрации города просто необходимо устранить формальные препятствия, а именно: подать иск от имени администрации ГО ?Город Калининград? к ООО ?Грандстрой?. Предложение было поддержано Общественной палатой как разумное и основательное. При этом было очевидно, что такой шаг будет свидетельствовать о последовательности решений властей города, направленных на устранение затянувшего конфликта интересов правовым способом через судебное разбирательство.

Однако мнение руководства города неожиданно изменилась на соглашательскую с застройщиком, якобы по причине отсутствия судебной перспективы.

Очередным примером градостроительной политики, направленной не на интересы жителей города, а явно обслуживающей интересы застройщика является ситуация с предоставлением  участка под автостоянку ООО ?Калининграднефтестрой три? по ул. Октябрьская в Московском районе.

Общественная палата Калининградской области, реализуя полномочия органа общественного контроля, в рамках которого организуется взаимодействие между органами государственной власти, органами местного самоуправления с одной стороны и гражданами Российской Федерации, проживающими на территории области, и их объединениями с другой, с учетом общественного мнения по состоянию защиты зеленого фонда обращается к Главе города Калининграда, Окружному Совету депутатов с данным открытым письмом и предлагает:

совместно с общественностью города  создать постоянно действующую рабочую группу по кругу вышеуказанных вопросов с разработкой плана  системного решения градостроительных проблем, направленных на сохранение исторического и зеленого облика города;

признать утратившим силу с момента принятия решение Окружного Совета депутатов города Калининграда от 19.12.2007 года № 434  ?Об утверждении отдельных изменений в генеральном плане муниципального образования ?Город Калининград?, как несоответствующее Градостроительному Кодексу Российской Федерации;

совместно с общественностью города произвести анализ ведущегося и планируемого точечного строительства на предмет соответствия его федеральному законодательству, принять меры к его прекращению в случае выявления указанного несоответствия.

Открытое письмо Общественной палаты утверждено на заседании Совета Общественной палаты 12.05.2011 года (протокол № 33 от 12.05.2011 года).

Документы