Лицензирование и капитальный ремонт: проблемы и решения

Июнь 8, 2015

5 июня 2015 года в Общественной палате Калининградской области состоялся круглый стол ?Лицензирование управляющих компаний и обеспечение капитального ремонта в многоквартирных домах в Калининградской области: проблемы и решения?, который открыла председатель Общественной палаты Калининградской области Тамара Кузяева.

Подчеркнув важность совместного обсуждения проблем, без которого невозможно успешное реформирование такой социально значимой отрасли, как ЖКХ, она передала слово двум ключевым докладчикам ? руководителю областной ГЖИ Роману Сагию и Владимиру Фомину, генеральному директору Регионального оператора.

Оказалось, что по состоянию на сегодня из 204 управляющих компаний региона, существовавших ?до лицензирования?, разрешение на деятельность (лицензию) получили чуть более половины. При этом 90% УК, не прошедших ?лицензионный фильтр?, были отсеяны по нарушениям, связанным с раскрытием информации. Некоторые компании вообще не решились выйти на рынок, другие отличились многократностью попыток и даже созданием ?клонов?, то есть компаний с идентичными названиями, так сказать, ?про запас?: название одно, адрес один, даже директор ? и то одно и то же лицо. Отличить такие ?клоны? друг от друга возможно только  по номерам ИНН или ОГРН, что, конечно, редко кто из жителей делает в реальной жизни. при оформлении протокола общего собрания. Впрочем, вопросы к докладчику от представителей многоквартирных домов показали, что собственники не настроены считать лицензирование в его нынешнем виде панацей от недобросовестных управляющих компаний, более того, считают важным впредь при выдаче лицензии уже действующей компании учитывать мнение тех, кто платит за ее услуги ? жителей домов.

 

Был задан вопрос и в связи с ?переходным периодом?, когда компания, не получившая лицензию, уже не вправе работать, а муниципальный конкурс по выбору новой УК еще не состоялся. Что делать, если собственники уже доверили своей управляющей компании ведение спецсчёта? Ждёт ли наказание компанию, которая, не прекращая попыток получить лицензию, продолжает обслуживать ?свои? дома? Ответ на первый вопрос: выбирать другого владельца спецсчета (по закону это может быть ТСЖ (ЖСК, ЖК) или Региональный оператор. На второй вопрос Роман Сагий сказал, что пока никого не наказали и в ближайшее время наказаний не ожидается ? в области не должно остаться ?брошенных? домов. Любопытно, что такой ответ возмутил представителя профессионального сообщества Ирину Топорову, которая сказала, что ?у всех было достаточно времени, чтобы подготовиться к лицензированию ? и у компаний, и органов местного самоуправления, которые должны проводить конкурс, закон ? есть закон?.

Заместитель министра ЖКХ и ТЭК Калининградской области Оксана Моисеенко подчеркнула, что конкурсы идут в установленном порядке без задержки, домов без управления на сегодня нет и, кроме того, собственники, пока идет конкурс, вправе сами выбрать себе управляющую компанию взамен ?не лицензированной?.

Здесь стоит заметить, что однократное неполучение лицензии не закрывает компании вход на рынок. Количество попыток не ограничено. С другой стороны, гражданам стоит внимательно отнестись к ситуации, когда ?их? УК, даже любимая и привычная, несколько раз подряд не может пройти лицензионный барьер.

Выступление Владимира Фомина, напротив, давало понимание о том, что ситуация с капитальным ремонтом в регионе ? одна из лучших в России. Если в некоторых регионах граждане пока еще обсуждают, нужен ли домам капитальный ремонт в принципе, у нас 80% вопросов касаются выяснения технологии выбора способа формирования фонда капремонта, порядка открытия спецсчета, тонкостей выбора банка. Особо живо на круглом столе обсуждались возможность и необходимые действия для того, чтобы ?передвинуть? дом в программе ремонтов на более ранние сроки.

Актуальным оказался вопрос, поднятый Аллой Войтовой, депутатом Калининградской областной Думы, о том, как малообеспеченные люди будут оплачивать еще одну ?комиссию? банка, если платёж за капремонт будет приходить в виде отдельного документа. Предложение депутата о включении этих затрат в региональный бюджет внесено, наряду с остальными предложениями участников в резолюцию круглого стола. Кроме того, депутат внесла в резолюцию еще два предложения: увеличить штатную численность жилищной инспекции региона и обратиться через депутатов, представляющих регион в Госдуме, с предложением приостановить действие раздела ЖК РФ о капремонте до момента внесения в него изменений о добровольном порядке формирования взносов на капремонт и гарантии государством софинансирования расходов граждан на капитальный ремонт.

Подчеркнем, что в Калининградской области софинансирование со стороны бюджета в 2015 году составило миллиард рублей, и планируется изыскать возможность, чтобы не снижать эту сумму в 2016 году. Это на сегодня третье место в России (после Москвы и Санкт-Петербурга) по объему софинансирования обязательств собственников по капитальному ремонту.

?Несмотря на рабочий день, принять участие в круглом столе нашли возможность представители, практически, всех заинтересованных сторон. Почти треть участников ? председатели советов многоквартирных домов и жилищный актив, ? сказала модератор мероприятия, руководитель рабочей группы по ЖКХ Общественной палаты Калининградской области Ольга Аринцева, ? В работе приняли участие члены общественных советов из муниципалитетов области, официальные лица, представляющие областное законодательное собрание, профильное министерство, государственный жилищный надзор и общественный жилищный контроль. Была предоставлена возможность выразить свое отношение к поднятым проблемам и представителям крупнейшего в регионе профессионального сообщества управляющих компаний. Мнение тех, кто проходит фильтр ?входного экзамена? для работы на рынке должно быть услышано теми, кто будет совершенствовать систему лицензирования в России. А она, как мне кажется, в совершенствовании нуждается. Это показали в значительной степени общие для всех регионов проблемы, озвученные на всероссийских общественных слушаниях в Общественной палате Российской Федерации 19 мая 2015 года. Мы все должны понимать, что квалификационный экзамен, являющийся частью лицензионной процедуры ? мера вынужденная, направленная на оперативный отсев наименее грамотных руководителей УК. Надеюсь, что со временем, когда, наконец, будут приняты государственные образовательные стандарты, проходящие сегодня ступени согласования, и учебные заведения начнут подготовку профильных специалистов, требование к лицензиату иметь соответствующее образование дополнит или совсем заменит ?компьютерный тест? на знание основ жилищного законодательства и эксплуатационных требований. Аналогично, следует иметь ввиду, что даже самое безупречное ?раскрытие информации? на всех возможных сайтах ? еще не есть гарантия реальной клиентоориентированности компании и качественного исполнения ею своих обязательств по договору управления. Возможно, стоит пойти по пути, уже апробированному в отраслях, где право на техническую эксплуатацию сложным инженерным объектом (например, самолетом) должно подтверждаться возможностью лицензиата использовать соответствующие ресурсы и техническую базу. В этом случае ? когда УК будет способна подтвердить ресурсное и квалификационное обеспечение при входе на рынок ? лицензирование, на мой взгляд, могло бы вообще проводиться в заявительном порядке. Была бы снята не только проблема, ?кому доверить спецсчёт, если УК не получила лицензию?. Исчезла бы проблема ?переходного периода?, когда компании без лицензии ?работать нельзя и не работать нельзя?. Было бы, практически, исключено влияние фактора субъективной оценки членами лицензионной комиссии. Отпала бы необходимость в создании ?клонов про запас?. Снизился бы в разы риск непрофессионального управления самими компаниями и непрофессионального обслуживания наших домов.

В любом случае, проблемы, поднятые на круглом столе и рекомендации, выработанные его участниками, безусловно, будут учтены в планах рабочей группы по ЖКХ Общественной палаты Калининградской области. А это значит, что встреча 5 июня была не последней в деле участия общественности региона в совершенствовании системы обслуживания многоквартирных домов. Ведь только все вместе мы сможем поднять наши дома, обеспечить безопасное и комфортное проживание в каждом доме, на каждой улице в Калининградской области ? нашем общем доме?.

Напомним, что изменения в Жилищный кодекс РФ, устанавливающие требование обязательного получения до 1 мая 2015 года управляющими компаниями лицензии на право ведения предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, введены федеральным законом от 21.07.2014 года №255-ФЗ. Лицензия выдается органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта РФ. Лицензия предоставляется без ограничения срока действия, действует на территории только данного субъекта РФ и может быть отозвана в установленном законом порядке.

Документы