Рекомендации общественных слушаний по теме ?Сердце города: от стратегии к генплану? рабочей группы по архитектуре и строительству Общественной палаты Калининградской области

Апрель 16, 2015

Общественные слушания ?Сердце города: от стратегии к генплану? состоялись 26 февраля 2015 в г. Калининграде по инициативе рабочей группы по архитектуре и строительству Общественной палаты Калининградской области. В мероприятии приняли участие члены палаты, представители администрации городского округа ?Город Калининград?, Правительства Калининградской области, депутаты Окружного совета депутатов Калининграда, эксперты, общественность.

Выступающие обсуждали и дискутировали по следующим темам: оценка документа стратегического планирования ?Стратегия социально-экономического развития городского округа ?Город Калининград? на период до 2035 года?, разработка генерального плана города Калининграда, оценка результатов конкурса ?Сердце города?.

По итогам проведенных слушаний была создана рабочая группа, которая подготовила предложения и рекомендации по указанным выше темам Правительству Калининградской области, Ассоциации муниципальных образований Калининградской области, Администрации городского округа ?Город Калининград?, Городскому Совету депутатов, архитектурному бюро ?Сердце города?.

По вопросу Стратегии развития Калининграда

Анализ большей части выступающих и мнений экспертов показал, что на сегодня, в условиях обострившегося глобального, политического противостояния, в обществе сформирован общественный запрос на долгосрочное, устойчивое, экономическое развитие Калининградской области.

Главный вывод активных дискуссий и состоявшегося обмена мнений заключается в том, что общественность крайне неравнодушна и хочет участвовать в определение своего будущего и будущего своих детей. При этом она ожидает от власти:

- большой информированности, публичности и отчетности по определению долгосрочных перспектив;

-  эффективных действий в плане разработки, обсуждения и реализации планов развития;

- формирования компетентных управленческих команд с делегированием полномочий по подготовке  программ развития.

Анализ действующей стратегии развития городского округа ?Город Калининград? показал, что необходимо переосмыслить не только  подходы к стратегии города, но и специфику разработки генерального плана Калининграда, основных задач и этапов его реализации как территориальной проекции приоритетов и целей стратегии.

Разработчики стратегии сосредоточили основное внимание на развитии внутренних городских территорий, ограничившись лишь констатацией необходимости развития агломерационных связей. При этом практически не были согласованы планы развития таких прилегающих к Калининграду территорий как Гурьевский городской округ и Зеленоградский район, что привело к концептуальному разрыву пространств этих соседних территорий. Однако, с точки зрения экспертов, стратегическое развитие Калининграда целесообразно рассматривать совместно с развитием прилегающих к нему территорий как единой агломерации.

Указанные недостатки, безусловно, находят свое отражение и в документах пространственного развития города, в том числе, в его генеральном плане, создаваемом в настоящее время.

Кроме того, следует отметить, что предложенный в стратегии такой важный институт как  Агентство городского развития так и не был создан, что существенно осложняет ее реализацию.

С учетом изложенного предлагается:

1. Рекомендовать Ассоциации муниципальных образований Калининградской области:

1.1. В муниципальных образованиях Калининградской области выявить наличие/отсутствие предпосылок для создания структуры, профессионально занимающейся функцией местного развития, ответственной, в том числе, за разработку и реализацию документов стратегического планирования.

1.2. При необходимости рассмотреть вопрос создания Агентств межмуниципального развития, в функции которых включить разработку проектов документов стратегического планирования и участие в их практической реализации.

1.3. В качестве пилотного агентства межмуниципального развития рассмотреть возможность создания таких агломераций (неадминистративных объединений) как городской округ ?город Калининград? - Гурьевский городской округ Гурьевск, городской округ ?город Калининград? ? Зеленоградский район.

2. Рекомендовать Правительству Калининградской области:

2.1. Оказать содействие в создании агентств межмуниципального развития муниципальным образованиям Калининградской области.

3. Рекомендовать Городскому Совету депутатов  г.Калининграда:

3.1. Рассмотреть вопрос об участии в  разработке совместной стратегии развития ?агломерации Калининград? .

3.2. Обсудить вопрос о целесообразности создания агентства муниципального (межмуниципального) развития и, в случае необходимости,  изменения структуры администрации.

По вопросу разработки Генерального плана города Калининграда

Существующая деятельность администрации г. Калининграда  по разработке нового генерального плана как документа стратегического  пространственного планирования вызвала много критики при обсуждении. Выступающие на слушаниях отметили необходимость при разработке генерального плана развития города в большей степени учитывать социальные запросы жителей Калининграда.

Эксперты сошлись во мнении, что настоящая разработка ? это фактически корректировка существующего генплана.  Существует также риск разработки генерального плана в отрыве от правил землепользования и застройки. Эти документы должны разрабатываться и приниматься одновременно.  Кроме того, в структуре управления муниципального образования г. Калининград отсутствует профильный комитет (АПУ) ? компетентная служба заказчика по техническому сопровождению данного проекта. Фактически у главного архитектора города в данной разработке отсутствует ресурс.

Кроме того, было отмечено отсутствие системного подхода к развитию Калининграда как города с неоднозначной историей, что должно отражать и  археологическую составляющую.

С учетом изложенного предлагается:

1. Рекомендовать Администрации городского округа ?Город Калининград?:

1.1. Предусмотреть при разработке Генерального плана подход, предусматривающий два этапа - решение оперативных задач (этап корректировки) и решение долгосрочных задач.

1.2. На этапе решения оперативных задач при существующем заказе добиться продления срока действия генерального плана до 2035 года, разработки транспортной схемы, разработки локальных объектов (к ЧМ по футболу в 2018 г., проекта ?Сердце города? и т.д.).

1.3. В этот же период следует разработать программу по реновации территорий, которая включала бы рекультивацию, вынос промышленных зон за пределы города, развитие депрессивных территорий, садовых и гаражных обществ, городских окраин, поселков и т.д.

1.4. Обеспечить разработку и утверждение правил землепользования и застройки одновременно с утвержденным генпланом с целью исключения противоречий.

1.5. Рассмотреть возможность создания структуры (службы заказчика) по реализации и сопровождению генплана (создания главного архитектурного управления).

1.6. Рассмотреть вопрос повышения статуса Главного архитектора города, вменив ему в обязанности ответственность за разработку и исполнение генерального плана города. Для этого внести изменения в структуру городского управления.

2. Рекомендовать Правительству Калининградской области:

2.1. Рассмотреть возможность включения в состав Совета по культуре при губернаторе Калининградской области кандидатуру начальника Балтийской экспедиции Института археологии Российской академии наук В.И. Кулакова с целью обеспечения учета необходимости исторического наследия при принятии решений о перспективах развития территорий региона.

По вопросу о проекте ?Сердце города?

После проведения конкурса, в котором определены четыре победителя, бюро ?Сердце города? планирует объединить эти проекты в единую концепцию. Сложность задачи состоит в том, чтобы совместить лучшие решения каждого проекта в один консолидированный и выработать техническое задание на проект планировки, межевания, красных линий, охранной зоны территории.

Большинство экспертов выразили свои опасения таким подходом к подготовке технического задания на проект планировки. Использование и комбинирование различных работ архитекторов не может создать единый архитектурный ансамбль и выразить главную идею проекта.

При обсуждении вопроса застройки центра города обозначены различия в понимании того, каким должен быть центр у археологов, ветеранов, сторонников возрождения Королевского замка.

С учетом изложенного предлагается:

1. Рекомендовать Правительству Калининградской области совместно с Администрацией городского округа ?Город Калининград?:

1.1. По согласованию с собственником провести техническое обследование Дома Советов с целью определения технического состояния его несущих конструкций и возможности реконструкции данного объекта в свете современных требований и регламентов (норм пожарной безопасности, энергообеспечения, кондиционирования, созданию условий передвижения маломобильных групп населения, требований по количеству парковочных мест и т.д.) без существенной потери несущей способности здания.

2. Рекомендовать Комиссии по вопросам общественного контроля Общественной палаты Калининградской области:

2.1. Провести общественную экспертизу деятельности бюро ?Сердце города?, в результате которой дать оценку эффективности деятельности бюро, анализа информации по источникам финансирования и обоснованности бюджета на содержание

3. Рекомендовать бюро ?Сердце города?:

3.1. Ограничить сроки разработки технического задания на проект планировки территории в рамках 1-го полугодия 2015 г. и обсудить его на широкой общественной площадке.

3.2. Акцент при проектировании объектов территории исторического центра направить на возрождение Российского исторического наследия и Российских традиций.

3.3. Учесть инвестиционную привлекательность проектируемых объектов с целью увеличения объема финансовых средств для реализации проекта.

Руководитель рабочей группы по архитектуре и строительству

Общественной палаты Калининградской области

И.В.Губко

Документы