Информация для НКО

С 2015 года изменяется законодательство о страховых взносах

Сентябрь 1, 2014

С 1 января 2015 года вносятся существенные поправки в порядок уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды, а также в порядок представления отчетности страхователями.
Нововведения касаются, в частности, перечня лиц, признаваемых застрахованными в системе ОПС, зачета переплаты по взносам, порядка представления отчетности и обмена электронными документами, расчета страховых взносов.
Предоставление отчетности в электронном виде
На сегодняшний день, в соответствии с п.2 ст.8 закона 27-ФЗ, а так же с п.10 ст.15 закона 212-ФЗ, страхователи обязаны предоставлять сведения в электронном виде в случае, если количество работающих у них застрахованных лиц* составляет 50 и более человек.
*Включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы.
С 2015 года данное количество уменьшено вдвое - теперь отчитываться в электроном виде в ПФР и ФСС будут обязаны все страхователи, количество работающих застрахованных лиц у которых составляют 25 и более человек.
Расширение перечня застрахованных лиц
Согласно п.1 ст.7 закона 167-ФЗ, застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование.
Застрахованными лицами, в том числе, являются:
Граждане РФ.
Постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане или лица без гражданства.
Иностранные граждане или лица без гражданства*, временно пребывающие на территории РФ, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года.
В новой редакции пункта 1 статьи 7 закона 167-ФЗ слова "заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года" исключены.
Таким образом, с 2015 года к застрахованным лицам будут относиться иностранцы, заключившие трудовой договор, вне зависимости от его срока.
Это означает, что на суммы выплат, произведенных в пользу таких иностранцев, компании-работодатели должны будут начислять и уплачивать взносы в ПФР.
Также с 2015 года к застрахованным лицам будут относиться арбитражные управляющие.
Плательщики страховых взносов, не являющиеся работодателями, уплачивают страховые взносы в размере, определяемом из стоимости страхового года.
При этом, в соответствии с п.6 ст.14 закона №212-ФЗ, вышеуказанные плательщики страховых взносов не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах за следующие периоды (пп.1, 3, 6-8 п.1 ст.11 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ ?О трудовых пенсиях в Российской Федерации?):
период прохождения военной службы по призыву;
период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более четырех с половиной лет в общей сложности;
период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, постоянные представительства РФ при международных организациях, торговые представительства РФ в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений РФ (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством РФ, но не более пяти лет в общей сложности;
в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды.
Согласно п.7 ст.14 закона №212-ФЗ,в случае, если в течение расчетного периода плательщиками страховых взносов, имеющими право на освобождение от уплаты страховых взносов на основании п.6,осуществлялась соответствующая деятельность, такие плательщики должны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и ОМС в фиксированных размерах пропорционально количеству календарных месяцев, в течение которых ими осуществлялась соответствующая деятельность.
Действующая редакция пункта 7 не определяет особого порядка расчета страховых взносов в случае, если деятельность осуществлялась неполный месяц. Это означает, что в настоящее время с неполных месяцев страховые взносы считаются полностью.
С 2015 года пункт 7 ст.14 будет дополнен следующей фразой:
За неполный месяц соответствующей деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
Суммы, подлежащие обложению страховыми взносами с 2015 года
Согласно пп.д п.1 ст.9 Закона №212-ФЗ и пп.2 п.1 ст. 20.2 Закона №125-ФЗ, не подлежат обложению страховыми взносами, в том числе все виды установленных законодательством компенсационных выплат (в пределах норм), связанных с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.
С 2015 года перечень таких исключений будет расширен.
Страховыми взносами необходимо будет облагать следующие выплаты:
выходные пособия и средний месячный заработок на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка;
компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка;
Напомним, что аналогичные исключения с 2012 года предусмотрены в целях налогообложения НДФЛ компенсационных выплат в соответствии с п.3 ст.217 НК РФ.
НДФЛ необходимо начислить с сумм выплат в виде:
выходного пособия,
среднего месячного заработка на период трудоустройства,
компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации,
в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В настоящее время в соответствии с п.2 ст.9 закона №212-ФЗ, при оплате расходов на командировки работников не подлежат обложению страховыми взносами, в том числе:
расходы по найму жилого помещения.
При непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы таких расходов освобождаются от обложения страховыми взносами в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ.
С 2015 года данный абзац из п.2 ст.9 закона №212-ФЗ исключен. Соответственно, в случае непредставления сотрудником документов, подтверждающих расходы по найму жилья, суммы, выплачиваемые такому сотруднику в виде возмещения расходов на жилье, необходимо будет облагать страховыми взносами.
Зачет переплаты по страховым взносам
На сегодняшний день в соответствии с п.21 ст.26 закона №212-ФЗ, не допускается зачет излишне уплаченных страховых взносов в бюджет одного государственного внебюджетного фонда в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов, погашения недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам в бюджет другогогосударственного внебюджетного фонда.
С 2015 года данный пункт изменен - в нем появились четкие указания на процедуру зачета переплаты по страховым взносам ?внутри? одного фонда.
В соответствии с новой редакцией п.21 ст.26 закона №212-ФЗ, зачет излишне уплаченных сумм страховых взносов по одному виду страхования, администрируемых одним органом контроля за уплатой страховых взносов, в счет:
предстоящих платежей плательщика страховых взносов,
платежей по погашению недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам по другому виду страхования,
администрируемым тем же органом контроля за уплатой страховых взносов, производится по заявлению плательщика страховых взносов, поданному в письменной форме или в форме электронного документа.
Соответственно, например, переплату в ФФОМС можно будет зачесть в счет платежей в ПФР и наоборот.
Платежи с копейками
В соответствии с действующей редакцией п.7 ст.15 закона №212-ФЗ, сумма страховых взносов, подлежащая перечислению в соответствующие государственные внебюджетные фонды, определяется в полных рублях.
Сумма страховых взносов менее 50 копеек отбрасывается, а сумма 50 копеек и более округляется до полного рубля. При этом начисляются взносы (а так же отражаются в отчетах) в рублях с копейками.
С 2015 года п.7 ст.15 закона №212-ФЗ будет действовать в новой редакции:
Сумма страховых взносов, подлежащая перечислению в соответствующие государственные внебюджетные фонды, определяется в рублях и копейках. Таким образом, будет достигнуто единообразие в расчетах и перечислениях в фонды страховых взносов.
Административную ответственность юридических лиц смягчат

Правительством Российской Федерации одобрен законопроект, предусматривающий возможность снижения минимального размера административного штрафа для юридических лиц.

Как сообщает пресс-служба Минюста, законопроект предусматривает возможность назначения наказания юридическим лицам в виде административного штрафа в размере ниже низшего предела, указанного в санкциях  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Согласно проекту судьи, а также органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, смогут налагать штрафы ниже низшего предела в тех случаях, когда он составляет сто тысяч рублей и более.

При этом законопроектом предусматривается установление предельного размера административного штрафа, назначаемого юридическому лицу, снижение которого не допускается



НКО, учрежденная юридическим лицом, вправе применять ЕНВД

ФНС РФ в своем письме № АС-4-3/15905@ от 13.08.2014 приводит разъяснения по вопросу правомерности применения системы ЕНВД для отдельных видов деятельности автономной некоммерческой организацией, единственным учредителем которой является юридическое лицо.

Ведомство напоминает, что согласно подпункту 2 пункта 2.2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), на уплату ЕНВД не переводятся организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%.

Указанное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%, на организации потребительской кооперации, а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы.
Вместе с тем, в ФНС отмечают, что на автономные некоммерческие организации ограничение, предусмотренное подпунктом 2 пункта 2.2 статьи 346.26 НК РФ, не распространяется.

Документы

Официальные события