Резолюция совместного заседания Общественной Палаты Калининградской области и областной Федерации профсоюзов по вопросу обсуждения новых правил исчисления трудовой пенсии по старости

Июль 19, 2013


РЕЗОЛЮЦИЯ

совместного заседания Общественной Палаты Калининградской области

и областной Федерации профсоюзов по вопросу обсуждения новых правил исчисления трудовой пенсии по старости

?11?июля 2013 года

Рассмотрев вопрос  о новых правилах исчисления трудовой пенсии по старости на совместном заседании Общественной Палаты Калининградской области и областной Федерации профсоюзов, участники заседания считают:

Пенсионная система современной России - это сложный и болезненный участок социальной сферы. Очевидно, что имеющиеся сегодня недостатки в вопросах пенсионного обеспечения являются следствием  системных проблем.

Как показывает международный опыт, реализация страховых подходов  проходит на основе признания  и применения  соответствующих Конвенций и Рекомендаций  Международной Организации труда (МОТ), прежде всего Конвенции №102 ?О минимальных нормах социального обеспечения? (1952 год). Основным критерием вышеназванной Конвенции в области пенсионного страхования  является обеспечение замещения заработка ?типичного работника? на уровне не менее 40 % при стаже работы 30 лет. Поэтому ратификация этой Конвенции является одним из важных условий пенсионной реформы.          Признание и принятие положений Конвенции МОТ №102 позволяют усилить взаимосвязь труда (в том числе его условий) с уровнем будущего пенсионного обеспечения работника через установление взаимосвязи размера страхуемого заработка и уровня гарантируемой выплаты.

Представляется целесообразным последовательное исправление допущенных ошибок, связанных с включением накопительного элемента в систему обязательного пенсионного страхования. Практическим шагом в решении данного вопроса могло бы стать развитие корпоративных систем пенсионного страхования и предоставление застрахованному права выбора о направлении ?своей? части средств (6 % тарифа страхового взноса, направляемого в накопительную систему) в страховую и (или) корпоративную систему. В случае передачи  средств в негосударственный пенсионный фонд,  последний должен заключить с застрахованным договор накопительного  пенсионного страхования с указанием конкретного пенсионного плана.

Кроме того, предложенная пенсионная модель носит асоциальный и даже дискриминационный характер - при исчислении пенсии в невыгодном положении окажутся те, кто проходил срочную службу в армии по сравнению с теми, кто не служил; матери, имеющие 4-х, 5-х и т.д. детей по сравнению с родившими одного-трех, для них в калькуляторе отсутствует коэффициент; в более выгодном положении люди, не получившие образования, в отношении тех, кто учился в вузе, так как учеба в трудовой стаж не засчитывается; малооплачиваемые работники не войдут в новую пенсионную систему  по причине того, что уплата взносов за работника с зарплаты не менее двух МРОТ является обязательным условием  и такие категории, как младший и средний медицинский персонал, работники культуры, социальные работники обречены на получение копеечной пенсии. Предложение пожилым людям  о более позднем выходе на пенсию по сути своей также антигуманно.

Важно, чтобы  в результате пенсионных преобразований была достигнута, собственно говоря, сама  цель реформы - сделать пенсионную систему устойчивой и понятной, справедливой для пенсионеров, которые могли бы в результате рассчитывать на достойную пенсию, отвечающую уровню международных социальных стандартов.

Исходя из вышесказанного, у участников совместного заседания возникает ряд вопросов, требующих разъяснений и внесения соответствующих корректировок:

1.Почему утвержденная Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы  Российской Федерации и поспешно подготовленные предложения Минтруда РФ до конца не проработаны и не просчитаны по ожидаемым результатам? Нет никаких убедительных подтверждений, что пенсионное обеспечение будущих пенсионеров улучшится. Или задача только в сокращении федеральных вливаний в дотации Пенсионного фонда?

2. На каком основании осуществляются попытки увеличить страховой стаж до 35 лет - скрытое повышение пенсионного возраста, ущемляющее права будущих пенсионеров?

3. Почему повышение пенсий работников ставится в зависимость от корпоративных и частных пенсионных накоплений без планируемого роста их заработной платы? Намерено ли государство формировать корпоративную часть пенсии для работников бюджетной сферы?

4. Какие обязательства берет на себя государство по сохранению пенсионных накоплений тех, кто доверил их негосударственным пенсионным фондам?

Предложения Министерства труда и социальной защиты РФ, предусматривающие новые принципы и положения условий назначения и исчисления размеров трудовых пенсий,   предполагают, по мнению разработчиков,  решение проблемы дефицита Пенсионного фонда, изменение параметров пенсионной системы без повышения пенсионного возраста.          Кроме того, предусматривается дифференциация трудовых пенсий в зависимости от  продолжительности  страхового (трудового) стажа и  размера заработной платы, на которую начисляются  и уплачиваются страховые взносы. Предусматриваются механизмы стимулирования назначения пенсии позднее установленного пенсионного возраста.

Вводится требование, выполнение которого является необходимым условием приобретения права на получение трудовой пенсии, - это  минимальный трудовой стаж 15 лет вместо нынешних 5 лет. При этом увеличение продолжительности страхового стажа будет осуществляться   поэтапно.  Вводится минимальный размер страховых взносов исходя из 22 % от двух МРОТ в расчете на год.

На первый взгляд, данные положения соответствуют принципам социальной справедливости. Тот, кто много и долго работает, получает приличную ?белую? заработную плату, будет получать достойную пенсию.   Правительство и авторы пенсионных преобразований стараются нас в этом убедить. Однако, широкое обсуждение в обществе, наличие очень разных оценок положений пенсионной реформы со стороны экспертов и специалистов  вызывает обеспокоенность тем, будут ли обеспечены гарантии достижения социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения граждан, как это продекларировано в Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы  Российской Федерации.

Для того, чтобы было реализовано конституционное право граждан на достойное пенсионное обеспечение, а перспективы пенсионной реформы стали ясными и понятными участники совместного заседания Общественной палаты и областной Федерации профсоюзов рекомендуют и вносят предложения:

Государственной Думе Российской Федерации:

1. Ратифицировать  Конвенцию МОТ № 102 ?О минимальных нормах социального обеспечения?;

2. Законодательно предусмотреть      повышение   ответственности работодателей за организацию безопасности труда и социальную защиту работников;

3. Рассмотреть вопрос о возможности реализации Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 243-ФЗ ?О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации  по вопросам обязательного пенсионного страхования?. Это закон о выборе тарифов. С 1 января 2014 года отчисления в накопительную часть пенсии снижаются с 6 до 2 %.. Гражданам предоставлено право выбора тарифа: оставить в накопительной части все 6 %, для чего надлежит подать заявление в 2013 году, либо остаться  при 2%. В настоящее время ни застрахованные граждане, ни работодатели, уплачивающие страховые взносы с доходов своих работников не имеют ясности в этом вопросе.

Правительству Российской Федерации, Министерству труда  и социальной защиты Российской Федерации, Пенсионному Фонду Российской Федерации:

1. Выйти с инициативой по ратификации Государственной Думой  РФ Конвенции МОТ № 102 ?О минимальных нормах социального обеспечения?;

2. Доработать и конкретизировать Стратегию и формулу расчета трудовой пенсии, рассмотреть на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), в случае одобрения социальными партнерами основных новаций предусмотреть долговременный период  действия формулы, параметров и принципов пенсионной системы;

3. Обеспечить возмещение пенсией не менее 40 %  от средней заработной платы  квалифицированного работника при стаже 30 лет;

4. Определять стоимость пенсионного коэффициента с учетом мнения Российской  трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

5. Включить в Новые правила исчисления трудовой пенсии по старости  условия исчисления досрочных пенсий по старости и оговорить причины сохранения прежнего порядка исчисления трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца;

6. Обеспечить не только номинальный размер ранее назначенных страховых пенсий,  но и механизм  поддержки их реального содержания. Ранее сформированные пенсионные права не могут быть уменьшены;

7. Гарантировать приемлемый уровень пенсионного обеспечения  для всех категорий, в том числе,   для работников с низкой заработной платой;

8. Обеспечить одинаковые правила и порядок начисления пенсий для граждан старше 1967 года рождения по отношению к другим категориям, а также для лиц, которые уже находятся на пенсии.

Разработчикам новых правил исчисления трудовой пенсии по старости:

1. Более корректно использовать терминологию, поскольку разные термины несут на себе и разную смысловую нагрузку, и, соответственно, влекут различную практику применения, что непосредственно влияет на гарантию пенсионных прав граждан. Во-первых, комментарий новых правил содержит упоминание общего стажа, страхового стажа, страхового (трудового) стажа применительно к одному и тому же понятию; во-вторых, нестраховые периоды приравнены к страховым нетрудовым периодам, причем к последним отнесен и период более позднего выхода на пенсию;

2. При исчислении пенсионного коэффициента за период срочной воинской службы и за период ухода за детьми применяются одновременно два показателя: и пенсионный коэффициент, и условная зарплата в один минимальный размер оплаты труда. Причем не оговаривается, какой минимальный размер оплаты труда имеется в виду разработчиками новых правил - минимальный размер оплаты труда на год ухода за ребенком, или на год исчисления пенсии. Необходимо выбрать единый показатель, и, в случае выбора минимального размера оплаты труда, установить, какому периоду времени соответствует МРОТ;

3. Формула расчета страховой части трудовой пенсии по старости должна предусматривать два варианта:

- первый вариант должен предусматривать расчет страховой части пенсии по старости при достижении пенсионного возраста и при наличии установленного страхового стажа;

- второй вариант должен предусматривать расчет страховой части пенсии по старости  при выходе на пенсию  позже общеустановленного пенсионного возраста. При втором варианте  должна применяться  гибкая шкала коэффициентов, позволяющих учитывать не только годовой максимальный пенсионный коэффициент при необращении за пенсией в течение года, но и коэффициенты, соответствующие периоду необращения за пенсией от 1 месяца до 12 месяцев;

4.      Комментарий к 4 вопросу пенсионного калькулятора должен быть приведен в соответствии с новыми правилами расчета трудовой пенсии. Вопрос 4 пенсионного калькулятора содержит комментарий, согласно которому новая пенсионная формула  предусматривает сохранение до 1,5 лет ухода на каждого ребенка (количество детей не указывается). Однако новые правила расчета трудовой пенсии  содержат правила, согласно которым пенсионный коэффициент или условный МРОТ  начисляются за год отпуска за первого ребенка, за год отпуска за второго ребенка и год отпуска за третьего ребенка, итого за три года за троих детей  в общей сложности;

5. Вопрос 5 пенсионного калькулятора и комментарий  к нему сформулирован некорректно. Вопрос  адресован работнику - ?сколько лет планируете работать от начала трудовой деятельности до достижения пенсионного возраста??. Комментарий направлен на подсчет фактического времени работы, т.к.  в этом периоде не должны учитываться срочная служба, периоды учебы и ухода за детьми. В комментарии  не указывается, какая  учеба имеется  в виду разработчиками - учеба  в образовательных учреждениях или учеба в период трудовой деятельности работника - обучение на курсах и в школах повышения квалификации, переподготовки  и подготовки кадров, которая в соответствии с п.21 Постановления Правительства РФ от 16.04.03 года № 225 ?О трудовых книжках?  должна вноситься в трудовые книжки работников;

6. В комментарии к 5 вопросу  не уточняется, как будет учитываться период работы женщины на условиях неполного рабочего времени  в соответствии  со статьей 256 Трудового кодекса Российской  Федерации, если женщина находится в отпуске по уходу за ребенком и  принимает решение работать на условиях  неполного рабочего времени  с сохранением права на получение пособия по уходу за ребенком.

Председатель

Общественной палаты Калининградской области

Г.Д.Чмыхов

Председатель областной Федерации профсоюзов

В.Н.Захарчиц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Документы

Официальные события