Контролировать сферу ЖКХ будут региональные общественные центры

Декабрь 19, 2012


13 декабря в Общественной палате РФ прошло VI Всероссийское Совещание по вопросу ?Жилищное просвещение и общественный контроль в сфере ЖКХ?. В  совещании принимали участие представители Правительства РФ, Государственной Думы, Фонда содействия реформированию ЖКХ, некоммерческого партнерства ?Развитие? и представители более 60 региональных Общественных палат.

На совещании было отмечено практически всеми выступающими, что реформирование ЖКХ идет очень тяжело, в этой отрасли очень много злоупотреблений со стороны ответственных чиновников, очень серьёзные нарекания высказывались на работу управляющих компаний. В качестве примера была приведена цифра - 165 млрд. рублей, которые исчезли в недрах недобросовестных управляющих компаний за один только год.

Для улучшения ситуации в отрасли и привлечения в неё инвесторов в Государственной Думе рассматриваются и до конца этого года планируются к принятию четыре закона: ?О капитальном ремонте жилых домов?, ?О Фонде содействия реформированию ЖКХ?, ?О саморегулируемых организациях по управлению жилыми домами? и ?Об установлении долгосрочных тарифов на услуги ЖКХ?.

Наиболее острую полемику вызвал закон о капитальном ремонте многоквартирных домов. В проекте этого закона есть несколько новшеств:

- остается обязанностью государства финансирование капитальных ремонтов тех домов, которые ранее были приватизированы жителями в неудовлетворительном техническом состоянии;

- планируется ввести два варианта по сбору денег от собственников жилья на проведение капитальных ремонтов: а) при непосредственном управлении - в банке открывается индивидуальный счет на персональный дом; б) определяется региональный оператор, который осуществляет сбор и накопление средств на определенных счетах в уполномоченных банках;

- субъекты РФ будут самостоятельно устанавливать стоимость капитального ремонта на м?, основные виды работ при проведении капитального ремонта будут такими же, как и по ФЗ-185.

В законе о Фонде содействия реформированию ЖКХ планируется принять одну очень существенную поправку - все города численностью менее 250 тыс. человек могут рассчитывать на помощь Фонда при проведении реконструкции инженерной инфраструктуры. Деятельность Фонда продлится три года, в основном он будет заниматься расселением аварийного жилья. На эти цели планируется израсходовать порядка 159 млрд. рублей.

С 2013 года предусматривается процедура установления тарифов на услуги ЖКХ на срок от 3 до 5 лет, что должно позитивно сказаться на привлечении инвесторов в эту отрасль. В этом же законе будет прописана процедура компенсации выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций со стороны муниципальных и региональных бюджетов в случае резкого роста тарифов. Это очень важно для наших муниципальных образований, где стоимость, например, отопления в несколько раз выше, чем в других муниципалитетах, поскольку котельные там работают на самом дорогом жидком топливе и наше региональное правительство не желает пойти по пути компенсации выпадающих доходов из-за боязни не попасть в ФЗ-185.

Закон по СРО для управляющих компаний в этом году скорее всего принят не будет из-за разногласий по вхождению в СРО ТСЖ.

Но большая часть времени на Совещании была отведена обсуждению вопроса по организации общественного контроля в сфере ЖКХ. Это, в первую очередь, связано с выступлением президента РФ Путина В.В. с посланием Федеральному собранию 12 декабря 2012 года, где он отметил, что без должного общественного контроля в сфере ЖКХ порядок навести будет сложно. По словам генерального прокурора РФ в сфере ЖКХ происходит необоснованное завышение тарифов, предоставление услуг ненадлежащего качества, плохое содержание и эксплуатация коммунальных объектов, нецелевое расходование бюджетных средств. Много нарушений допускается исполнительными органами власти, контролирующими органами. Так, во время посещения в начале декабря генеральным прокурором Калининградской области было вскрыто много нарушений и злоупотреблений со стороны отдельных чиновников в Калининграде и Балтийске, которым были вынесены предостережения о недопустимости нарушения законов, что в дальнейшем может послужить основанием для возбуждения уголовных дел. Поэтому и на состоявшемся Всероссийском Совещании единогласно было принято, что в сфере ЖКХ необходим жесткий общественный контроль за положением дел в этой сфере:

- проведение независимой экспертизы тарифов на услуги ЖКХ;

- общественная экспертиза проектов законов и постановлений в сфере ЖКХ;

- контроль за расходованием финансовых средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований в сфере ЖКХ;

- контроль за развитием инженерной инфраструктуры в целом и каждого муниципального ресурсоснабжающего предприятия в отдельности.

Для реализации действенного общественного контроля в сфере ЖКХ решено создать в Москве Национальный центр общественного контроля, а в каждом из субъектов РФ создать Региональные центры общественного контроля. Участниками Региональных центров общественного контроля могут стать представители общественных организаций, управляющих компаний, ТСЖ, депутаты, эксперты, бизнес-сообщество, СМИ. Принято целесообразным привлекать для работы центров и силовые структуры - прокуратуру, МВД, контрольные органы, а также отдельных чиновников с незапятнанной репутацией.

В обязанность центров будет также входить проведение просветительской работы и оказание юридической помощи населению по вопросам ЖКХ. Площадкой для организации работы регионального центра могут быть и Общественная палата Калининградской области, и Совет по реформированию ЖКХ при губернаторе Калининградской области, а также иные общественные объединения, созданные для работы в этой сфере.

Начало этой трудной, но крайне необходимой работы положено на VI Всероссийском Совещании, теперь необходимо эту инициативу подхватить в регионах людям, неравнодушным к происходящему в сфере ЖКХ.

Только путем жесткого общественного контроля с информированием органов местной прокуратуры, а в случае их бездействия - и генеральной прокуратуры, можно побороть коррупцию и безнаказанность в такой важнейшей отрасли как ЖКХ.

В эффективной работе регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ в первую очередь должны быть заинтересованы первые лица региона, так как это поможет не только улучшить работу всех органов  в сфере ЖКХ, но и снизить  социальную напряженность в регионе.

Документы

Официальные события