15 ноября 2012 года состоялось 6-ое заседание Общественной Палаты Калининградской области второго состава

Ноябрь 6, 2012

В заседании Общественной палаты приняли участие: заместитель полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном Федеральном округе по Калининградской области Воскресенский Станислав Сергеевич, главный федеральный инспектор в Калининградской области Чаплыгин Александр Иванович, министр ЖКХ и энергетики Калининградской области Федосеев Максим Владимирович, заместитель главы городского округа, председатель комитета городского хозяйства Мельников Сергей Викторович, руководитель Калининградской жилищной инспекции Сагий Роман Дмитриевич, члены Общественной палаты Калининградской области и другие представители министерств и служб Правительства Калининградской области, руководители предприятий и некоммерческих организаций.

Основные выводы по результатам проведенного исследования состояния ЖКХ в Калининградской области и ее влияния на уровень жизни населения.

В настоящий момент времени ситуация в сфере ЖКХ Калининградской области и системе тарифного регулирования может быть в целом оценена как неудовлетворительная. Действующие тарифы на жилищно-коммунальные услуги выше средних показателей как по регионам Северо-западного федерального округа, так и РФ в целом. При этом регион оказывается в неравных условиях по сравнению с другими субъектами РФ, так как в процессе тарифообразования не учитывается региональная составляющая, связанная с ?особым? положением региона, следовательно, определяющая условия функционирования и развития сферы ЖКХ Калининградской области. В частности, такие факторы как экславное положение, отсутствие собственной и существенная удаленность от действующих топливно-ресурсных баз, высокий износ основных фондов и неудовлетворительное состояние материально-технической базы, низкий уровень развития коммунальной инфраструктуры, несовершенство действующих механизмов тарифообразования в регионе, отсутствие рынка коммунальных услуг и монопольное положение практически всех ресурсоснабжающих предприятий безусловно являются отличительной чертой нашего региона. И эти факторы несомненно оказывают негативное воздействие на уровень жизни населения Калининградской области. Ситуация особенно осложняется наблюдаемым разрывом в уровне социально-экономического развития муниципальных образований Калининградской области, который начал усиливаться с начала проведения экономических преобразований в 90-х годах ХХ века и не преодолен до сих пор.

В регионе отсутствует комплексный подход и видение проблем сферы ЖКХ. В результате, усилия региональных и местных органов власти направлены на решение текущих вопросов, а не стратегических и тактических задач модернизации и технологического обновления отрасли. Указанные проблемы и региональные особенности состояния и развития сферы ЖКХ достаточно показательно влияют на уровень жизни населения Калининградской области и эффективность применяемых мер по сохранению уровня благосостояния регионального сообщества.

Высокие тарифы на услуги ЖКХ в регионе и их ежегодное увеличение, которое происходит опережающими темпами по отношению к инфляции и изменению реальных доходов населения Калининградской области, ведет к снижению уровня благосостояния в регионе и негативно влияет на уровень жизни населения, особенно социально незащищенной категории. В результате, ежегодно отмечается рост числа семей, нуждающихся в получении поддержки в части оплаты услуг ЖКХ - субсидий и финансовой помощи в оплате жилья нуждающимся гражданам путем компенсации их расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Как свидетельствует анализ ситуации в сфере ЖКХ Калининградской области в 2006-2012 гг., рост тарифов, согласно статистическим данным, имеет опережающую динамику над уровнем доходов населения и темпами инфляции в регионе. Образующийся ежегодно разрыв в величине реальных доходов населения и темпах роста тарифов на услуги ЖКХ в сопоставимых ценах представляет собой дополнительное тарифное бремя, которое ложится на население Калининградской области и представляет собой ?скрытый? рост платежей за услуги ЖКХ. В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Калининградской области на период до 2015 года можно ожидать снижение уровня тарифного беремени. В 2011 году дополнительное тарифное бремя составило около 4,2% (в связи с сдерживанием цен на газ и электроэнергию), в 2012 году - 9,0%, в 2013 году - 7,5%, в 2014 году - 7,0%, в 2015 году - 5,1%. Однако представленная динамика не вызывает оптимистический настроений, в связи с наблюдаемой дифференциацией населения Калининградской области по доходам, а также увеличившейся долей малоимущих и крайне бедных в сельской местности.

Действующая в регионе система социальной защиты по установлению и выплате субсидий, несмотря на существенное увеличение размера выплат за последние годы (в 1,5-2,5 раз ежегодно в течение 2006-2012 гг.), не покрывает расходы на услуги ЖКХ и ведет к росту их доли в структуре потребительских расходов. В результате, несмотря на значительное увеличение объема средств, выделяемых на социальную поддержку и защиту населения Калининградской области, увеличение охвата числа лиц, нуждающихся и получающих субсидии ЖКХ, а также собственно размера субсидии, уровень социальной защиты в регионе в сфере услуг ЖКХ остается предельно низким.

Таким образом, в современных условиях требуется как в целом модернизация жилищно-коммунальной сферы с ее последующей ориентацией на социальные потребности, так и решение проблем тарифного регулирования, проявляющихся в росте цен на услуги ЖКХ.

Во-первых, необходимо совершенствование механизма тарифообразования:

? закрепление на федеральном уровне ?особого? статуса Калининградской области при установлении цен на энергоносители, регулируемых на федеральном рынке (газ и электроэнергия) и учет влияния изменения цен на нерегулируемом рынке товаров и услуг РФ (поставка топливно-энергетических ресурсов);

? совершенствование системы установления нормативов потребления отдельных видов услуг ЖКХ, разработке и внедрение обязательных стандартов качества услуг, работ и базовых нормативов расходов ресурсов (основные фонды, трудозатраты, материальные затраты и т.п.)

? проработка на региональном уровне вопросов о техническом состоянии объектов учета и начисления тарифов (техническое состояние, этажность и благоустройство жилых домов, включая работу всех систем жилищно-коммунального хозяйства);

? внедрение принципов формирования экономически обоснованных тарифов, отвечающих требованиям политики реформирования отрасли и уход от экстраполяции текущих затрат организаций и предприятий ЖКХ.

Во-вторых, совершенствование нормативно-правового обеспечения (федеральное и региональное законодательство) функционирования сферы ЖКХ, в том числе на уровне Калининградской области:

? законодательное и методическое обеспечение установления нормативов потребления отдельных видов услуг ЖКХ, стандартов качества услуг и работ;

? разработка и принятие регионального закона о тарифной политике и жилищно-коммунальном комплексе Калининградской области, в том числе развитии коммунальной инфраструктуры;

? разработка и реализация программ по развитию отдельных сфер и видов экономической деятельности в составе отрасли (создание стимулов снижения себестоимости услуг, поставок ресурсов, повышение доходности и уровня прозрачности формирования тарифов);

В-третьих, создание институциональных, инфраструктурных, пространственных, кадровых и информационных условий для развития сферы ЖКХ:

? разработка и реализация программ по модернизации и обновлению объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе с учетом комплексного развития муниципальных образований;

? подготовка кадров и повышение квалификации специалистов региональных и муниципальных органов власти, организаций и предприятий жилищно-коммунального хозяйства, в том числе на основе инновационных образовательных программ;

? обеспечение информационной прозрачности - раскрытие информации о тарифах и основных аспектах тарифообразования, в том числе на уровне муниципальных образований, создание служб ?одного окна?, создание информационно-аналитических баз данных.

Разработанные рекомендации и предложения в части совершенствования тарифной политики и регулирования в сфере ЖКХ Калининградской области предполагают принятие совместных действий на всех властных уровнях - федеральном, региональном и муниципальном. В этом случае можно говорить о возможных путях и направлениях преодоления кризисной ситуации в сфере ЖКХ, направленных на обеспечение граждан региона жилищно-коммунальными услугами соответствующего качества, в необходимом объеме и по справедливой рыночной цене.

 

Документы