Информация для НКО

Участие российской общественности в законотворческой деятельности обретает форму

Сентябрь 27, 2012

В последнее время происходит совершенствование системы государственного управления и нормативное закрепление участия представителей общественности в законотворческой деятельности, как через непосредственное участие в обсуждении проектов нормативных актов, так и через структуры общественного контроля.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №601 ?Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления? в целях создания технических, организационных и правовых условий для публичного представления предложений граждан Российской Федерации с использованием информационно-телекоммуникационной сети ?Интернет? для рассмотрения в Правительстве Российской Федерации предложений, получивших поддержку не менее 100 тыс. граждан Российской Федерации в течение одного года (далее - ?российская общественная инициатива?), была разработана ?Концепция формирования механизма публичного представления предложений граждан Российской Федерации с использованием информационно-телекоммуникационной сети ?Интернет?.

Создание условий для реализации ?российской общественной инициативы? основывается на принципах законности, открытости, обязательности рассмотрения и доступности.

Процедура ?российской общественной инициативы?, предусматривающая создание технических, организационных и правовых условий для публичного представления предложений граждан с использованием сети Интернет (специализированного ресурса) для рассмотрения в Правительстве РФ предложений, получивших поддержку не менее 100 тыс. граждан в течение одного года, включает следующие этапы:
- публичное представление предложения, в том числе направление гражданином предложения с использованием специализированного ресурса; 
- проведение предварительной экспертизы предложения оператором специализированного ресурса, принятие им решения о размещении предложения с использованием специализированного ресурса в разделе для голосования либо об отказе в его размещении; 
- голосование за предложение с использованием специализированного ресурса; 
- подведение итогов голосования по предложению и направление оператором специализированного ресурса предложения в рабочую группу либо снятие предложения с голосования; 
- рассмотрение предложения рабочей группой и принятие решения о целесообразности разработки проекта соответствующего нормативного правового акта или иного решения; 
- разработка федеральным органом исполнительной власти проекта нормативного правового акта, направленного на реализацию предложения; 
- принятие федеральным органом исполнительной власти нормативного правового акта или иного решения, либо внесение Правительством РФ проектов федеральных законов в Госдуму, либо представление проектов распоряжений и указов Президенту РФ. 

Предусмотренные Концепцией процедуры допускают их уточнение и корректировку по мере реализации.


Помимо реализации инструмента ?российской общественной инициативы? Правительство Российской Федерации определило, что информация о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения должно размещается на официальном сайте в сети Интернет regulation.gov.ru

Постановлением Правительства РФ от 25.08.2012 №851 ?О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения? утверждены Правила, устанавливающие процедуру раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения.

Правила не распространяются, в частности, на проекты:
- федеральных законов по вопросам федерального бюджета, ратификации и денонсации международных договоров РФ;
- технических регламентов и административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг.

Срок общественного обсуждения уведомления о подготовке проекта нормативного правового акта или проекта нормативного правового акта определяется разработчиком и не может составлять менее 15 календарных дней.

Предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти размещают информацию о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения до 15 апреля 2013 года на своих официальных сайтах, а с 15 апреля 2013 года - на официальном сайте regulation.gov.ru.

Также обязательным станет обсуждение в общественных советах некоторых нормативных документов

На заседаниях общественных советов при федеральных органах исполнительной власти в обязательном порядке должны обсуждаться разрабатываемые этими органами государственные программы, федеральные целевые программы и нормативные правовые акты некоторых категорий

Данные изменения внесены Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 №877
?Об утверждении состава нормативных правовых актов и иных документов, включая программные, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, которые не могут быть приняты без предварительного обсуждения на заседаниях общественных советов при этих федеральных органах исполнительной власти?.

В частности, к нормативным правовым актам, подлежащим обсуждению на заседаниях общественных советов, отнесены акты:
- внесенные в план законопроектной деятельности Правительства РФ; 
- разрабатываемые по результатам рассмотрения предложений граждан, направленных в Правительство РФ в порядке, определенном концепцией ?российской общественной инициативы? (утверждена Правительством РФ во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 601); 
- устанавливающие публичные нормативные обязательства, определяющие размеры таких обязательств, порядок их индексации, а также порядок исполнения; 
- предварительное обсуждение которых на заседаниях общественных советов предусмотрено решением Правительства РФ. 

Заключения общественных советов должны прилагаться к указанным нормативным правовым актам, направляемым на государственную регистрацию в Минюст России, а также к проектам нормативных правовых актов, разрабатываемым федеральными органами исполнительной власти и направляемым Президенту РФ или в Правительство РФ.

Документы